Актриса МДТ Любовь Константинова: «У артиста все индивидуально, неповторимо, всё идёт изнутри»
Молодая петербургская актриса Малого драматического театра – театра Европы, известная зрителю также по главной роли в клипе «Сиськи» группировки «Ленинград», побывала в Красноярске в рамках «Театрального синдрома». Она вышла на сцену в двух спектаклях – «Братьях и сёстрах» Льва Додина и «Муму» Вениамина Фильштинского.
Любовь очаровательна и, пожалуй, воплощает собой истинную интеллигентную девушку из Петербурга. Мы были покорены.
Спектакль «Братья и сёстры», в котором вы принимаете участие, идёт шесть часов. Каково играть в постановке с такой длительностью?
Мы, актёры, привыкли к тому, что «Братья и сёстры» – длинная история. У нас это уже не вызывает удивления. Если прочитать все четыре тома книги Федора Абрамова, по которой поставлен спектакль, понимаешь, что постановка могла быть еще в четыре-пять раз дольше. Это всего шесть часов. Можно было бы играть данный спектакль и шесть дней, и от этого актёрам не было бы труднее в нём существовать. Потрясающий материал, совершенно необъятный. Для меня большая честь принимать участие в постановке.
Вы играете вдову Авдотью Лобанову, чей муж погиб на войне. Насколько тяжело дается эта роль? Она ведь требует определённого жизненного бэкграунда.
Для меня это серьёзная и большая роль, потому что подобные обстоятельства просто так не представить, когда ты живёшь в 2018 году, когда у тебя всё в жизни складывается благополучно. Погружение в эту эпоху, в непростую жизнь героини, когда женщина перестаёт, но так желает быть женщиной, проходит во время репетиций, после них, во время перечитывания романа, просмотра фильмов про эту эпоху, и документальных и художественных. Авдотья Лобанова, в общем-то, не старая женщина, это плюс десяток прожитых лет к моему возрасту. Его, конечно, сложно сыграть, но между мной и персонажем не такая громадная пропасть. Во время спектакля у нас возникает настолько семейная атмосфера, что в ней очень комфортно и приятно существовать, как актрисе. В «Братьях и сёстрах» нет маленьких ролей. Мы играем целую деревню «Пекашино», в которой много жителей. И каждый из них – особенный. В жизни же каждый играет главную роль, вот и здесь получается также.
МДТ – монументальный театр. Спектакли в нём канонические и смысл важнее формы?
Это хороший классический театр. Действительно, во главе всего стоят смыслы написанного автором слова и то, как Лев Абрамович разбирает эти смыслы, то как «вскрывает» их сегодня. Он перечитывает свои же поставленные произведения бесконечно и каждый раз заново всё придумывает, его посещают свежие мысли. Мы переживаем всё снова и снова. Именно поэтому Малый драматический театр – один из лучших в Петербурге.
А вам, как молодой актрисе, не хочется попробовать себя в современном театре?
Я училась своё время в Москве во МХАТе в мастерской Виктора Анатольевича Рыжакова. Её выпускники сейчас как раз занимаются современным драматическим театром. Но я перевелась с этого курса именно потому что хотела классической школы.
Вообще может ли актёр играть и в классическом, и в современном театре?
Думаю, да. Я с большой любовью отношусь к пьесам Ивана Вырыпаева – это современный драматург. Если бы его произведения ставили в нашем театре или в другом, куда бы меня пригласили, то я, возможно, согласилась бы принять участие в постановке. В зависимости, конечно, от режиссёра спектакля. Но у меня нет ханжеского восприятия, мол я играю только Чехова или Гоголя. Поэтому всё совместимо, с учетом того, что тебе нравится и любится сейчас.
Как вы считаете, не «приклеилась» ли к вам роль из клипа «Ленинграда»? Легендарные «Сиськи» стали своеобразным началом вашей карьеры.
Точно нет. То, что в этот же 2016 год, я поступила в Малый драматический театр – более сильное культурное событие в моей жизни. Это даже несравнимо. Опыт клипа был безумно интересным. Работа с замечательным режиссёром Анной Пармас и крутой командой – честь для любой молодой актрисы. Но когда ты поступаешь в театр Льва Додина, возникают другие моральные приоритеты. Я больше горжусь и делаю акцент на том, что оказалась в МДТ.
Тем не менее после клипа к вам возник большой интерес.
Да, внимание, приятие людей я тогда получила. Эти положительные моменты, наверное, и подпитывали меня для следующих шагов. Очень приятно, что всё происходило и происходит одно за другим. После клипа я работала над лентой «Берёзка», которая вышла на экраны сейчас. Принять участие фильме получилось во многом благодаря тому, что я год проработала в театре, что-то про себя поняла и к этому проекту подходила совсем по-другому. Всё в жизни последовательно. А количество просмотров клипа говорит само за себя. Когда мне рассказывают, что оно перевалило за шестьдесят миллионов, понимаю – видимо, это нечто серьёзное для людей, раз они смотрят и показывают друг другу. Для каждого возраста интересно своё: для молодёжи – клипы, для людей постарше – художественные фильмы. Но при этом отношение ко всему у людей лояльное и спокойное. Все понимают: сейчас клипы – это творчество, большая работа.
А сами вы что смотрите?
В основном, премьеры. Две картины: «Движение Вверх» и «Тренер» очень меня обрадовали. Испытала самые положительные эмоции. Из зарубежных премьер неизгладимое впечатление оставил оскароносный фильм «Манчестер у моря». Посмотрела нашу «Берёзку» от начала до конца. Мне очень интересно изучать фильмы, в которых я снимаюсь. В процессе съёмок актёр не знает, как всё смонтируют, какие дубли возьмут, что получится в итоге – работу постпродакшна ты можешь оценить только уже на экране. Постоянно смотрю советское кино, чтобы подпитать себя хорошими, настоящими эмоциями. Слежу за тем, что советуют друзья-актёры, родители. И всё это безумно помогает в работе. Недавно открыла для себя такой грандиозный фильм, как «Выбор Софии» с Мерил Стрип. До сих пор нахожусь под впечатлением от её колоссальной работы, сценария, режиссёра. Это даже не выразить словами. Лента производит такое впечатление, что хочется трудиться, дабы хоть немного приблизиться к подобному проживанию в кадре или на сцене. Фильм дает повод для осмысления и работы над собой.
В контексте изобразительного искусства часто говорят о копировании стиля одного художника другим. Есть ли такое в актёрском мастерстве?
Может быть, есть. Лично у меня много примеров, на которые я насмотрелась в детстве и от работы которых приходила в восторг. Например, Ирина Муравьёва, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, Маргарита Терехова. Все это, конечно, влияет на то, как ты держишь себя на сцене, но скопировать любимую актрису невозможно. У артиста все индивидуально, неповторимо, всё идёт изнутри.
Бывает ли, что ваше актёрское видение роли не совпадает с режиссёрским?
У меня пока такого не было, потому что в данный момент я играю в спектаклях роли, которые исполнялись до меня другими актрисами этого театра. Над новой постановкой мы только начали трудиться. В любом случае, никто не загоняет меня в какие-то рамки. Перед тем, как поступить в театр, меня пугали тем, что я буду ходить по рисунку, делать то, что делала другая актриса, у меня не будет возможности пробовать что-то своё. Но оказалось, что это слухи и болтовня. Играй свою роль, своё прочтение убедительно. Мимика, интонации, тело, смыслы – твои и это невозможно и не нужно копировать. В МДТ огромная свобода пробы, видения, творчества.
Топ-5 произведений от Любови Константиновой
- «Галина» – автобиография Галины Вишневской
- «Три товарища» Эриха Мария Ремарка
- «А зори здесь тихие» Бориса Васильева
- «Обыкновенная история» Ивана Гончарова
- «Судьба человека» Михаила Шолохова
Фото: Александр Паниотов
«Театральный синдром» в Красноярске проводит Фонд Михаила Прохорова