Восстановительный период: как реставрируют картины?
Редакция «Культуры24» побывала в одной из реставрационных мастерских Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова. Сейчас здесь реставрируют картины для будущей выставки красноярских художников «Город. Цвет. Ракурсы», которую музей специально готовит ко Дню города.
О сложностях процесса
Главное действующее лицо в процессе подготовки картин к выставке — Дмитрий Ильин, заведующий отделом реставрации музея и единственный в Красноярском крае аттестованный реставратор станковой темперной живописи. Сейчас под его руководством к майской выставке отреставрировано уже восемь картин, еще три находятся в работе.
На спасение одного полотна может уйти от трех дней до нескольких недель. Всё зависит от объема работы. Где-то на картине могут быть только загрязнения, а где-то и авторская основа нуждается в реставрации, с утратами изображения. Например, на творение Андрея Лекаренко 1941 года «Сибирская старина» уже ушло целых две недели. Картон, на котором написана картина, мало того, что очень тонкий, так ещё и во многих местах надорванный. Для укрепления авторской основы реставраторы сначала склеили прорывы, а затем наклеили дополнительный слой картона, который высушивался под прессом неделю. Теперь осталось очистить загрязнения, подвести грунт и сделать тонировки, чтобы утраты полотна стали незаметными.
О детективной основе
Картина Валентина Короткова «Старый Красноярск», также реставрируемая для выставки «Город. Цвет. Ракурсы», поделила мастеров на два лагеря. Одни считают, что желтоватые мазки на крыше здания — авторские, и их нужно оставить. Сам Дмитрий считает, что это кто-то закрашивал прокол холста и мазнул краской, «не сильно заморачиваясь». В ситуации, когда нет однозначного мнения, собирается реставрационный совет, и решение принимается путем голосования. Перед этим было решено взглянуть на картину в ультрафиолете. Если это поздние мазки, то они должны сильно отличаться по тону от авторских — в ходе эксперимента эта гипотеза подтвердилась.
Про уровни мастерства
Реставрировать памятники истории и культуры может не каждый. Для этого, помимо базового художественного образования, нужно пройти несколько специализированных стажировок в ведущих реставрационных организациях страны, получить там положительную оценку и рекомендацию, а затем подтвердить свою квалификацию в аттестационной комиссии при департаменте охраны культурного наследия Министерства культуры.
Итогом каждой реставрации во время учебной практики является специальный документ — паспорт реставрации памятника истории и культуры. Помимо составления реставрационной документации, реставратор фиксирует на камеру каждый свой шаг — состояние предмета искусства до, во время, и после реставрации. Кстати, чтобы разложить все фотографии друг за другом, потребуется не один стандартный офисный стол.
Первые практические уроки Дмитрия проходили при Государственном историческом музее в Москве. Здесь же ему удалось поработать с самой древней в его карьере иконой. Она была создана в XVII веке.
О профессиональной деформации
Главное правило в работе реставратора — не навредить. Второе — вносить реставрационные дополнения незаметно и деликатно. Вмешательство реставратора не должно быть заметным.