Вокруг шум: 7 мнений из XIX века о строительстве Железнодорожного моста через Енисей
Близится Ночь музеев, и у каждого музея по этому поводу своя тема. Например, в Юдинке будут рассказывать истории о Железнодорожном мосте через Енисей. Вместе с музейщиками мы собрали вместе новости, заметки, статьи, воспоминания и записи из дневников о строительстве моста. 19 мая на их основе в 18.00 и 20.00 в музее будет читка. Приходите послушать!
1896 год
Из дневника Василия Дмитриевича Касьянова. Запись от 6 января
Ездил за Енисей, видел гору, насыпанную для моста.
Запись от 8 августа
Приехал министр Хилков (министр путей сообщения*). Для моста через Енисей положен первый кессон. Я там был и видел суету – но ничего не понимаю.
Газета «Томский листок» от 22 марта
Время, переживаемое населением на линии строящейся сибирской дороги, нельзя назвать иначе, как только временем железнодорожной горячки, сопровождаемой повсюду одними и теми же характерными явлениями: чрезмерною жаждою быстрой и легкой наживы, пьяным разгулом и остервенелым поднятием цен решительно на все. Об этом свидетельствуют рассказы очевидцев и корреспонденты разных газет. Так, из Красноярска в «Восточном Обозрении» пишут, что по всей строящейся линии кабацкое дело решительно процветает. Например, три винных склада, имеющиеся в небольшом городе Канске, в течение 1895 года продали 3000 ведер водки, которая разошлась только по Канскому округу и преимущественно по линии железной дороги.
Газета «Енисей» 2 сентября
«В празднестве закладки железнодорожного моста мы заметили человек 6-7 с фотографическими аппаратами. Вообще этот «спорт» у нас заметно развивается».
Газета «Томский листок» от 13 мая
Поздняя сибирская весна начинает вступать и у нас в свои права. Богатый Енисей сбросил ледяные оковы и опять привольно развернулся своей могучей ненаглядной ширью. 27 апреля раздался первый свисток парохода, уходящего в Минусинск. Кругом города всюду виднеются огни и дымок «палов», а внутри его уже носятся облака пыли, поднимаемые вечными юго-западными ветрами. – Жизнь Красноярская разделяется на две полосы: жизнь старого Красноярска и жизнь «там» - около железной дороги; она представляет собой такую резкую противоположность, что о каждой из них приходится говорить отдельно.
Старый Красноярск устойчиво сохраняет свой облик жизни с мелкими злобами дня, сплетнями, курьезами и беззакониями. Все еще красноярцы любовно тешатся полициймейстерской ездой – на паре с пристяжкой на отлет, все разбирают свои мелкие дрязги и развлекаются пикантными, чисто-анекдотическими эпизодами губернской жизни.
Но стоит только выйти за город – к железнодорожному вокзалу, и сразу попадешь в какой-то другой, особый мир, совсем непохожую на мелкую, полную сплетен и дрязг, красноярскую жизнь.
Газета «Енисей» от 14 февраля
В мастерских Евгения Карловича Кнорре готовится к предстоящей парижской выставке точная копия с железнодорожного моста через р. Енисей. Модель будет длинною в 27 аршин и сделана из железа, с соблюдением самых малейших подробностей, даже, например, число заклепок будет соответствовать числу заклепок настоящего моста. Устои будут сделаны из камня.
Предисловие к книге «Великий путь» Виды Сибири и ея железных дорог» Издание М.Б. Аксельрода
За последнее время, благодаря проведению Великого Железнодорожного пути, Сибирь обращает на себя внимание всего образованного мира обоих полушарий. Ею одинаково интересуется и коммерсант, в надежде найти выгодный рынок своим товарам, и ученый, для которого Сибирь своего рода terra incognita, обширное поле для исследования и изучения; ею интересуется и художник, и писатель, и заурядный турист.
Материал собран сотрудниками Музея-усадьбы Г.В. Юдина Еленой Шепиленко, Ольгой Мироновой и Екатериной Карпенюк.