Люди в культуре: создательница кокошников Галина Шаповал
Создательница русских головных уборов из Ачинска Галина Шаповал в этом году стала лауреатом мастеровой премии «МИРа Сибири». Семь созданных ею кокошников были представлены в номинации «Современное декоративно-прикладное творчество».
Созданием русских головных уборов я начала заниматься три года назад, после поездки по городам «Золотого кольца». Посещая Владимир, Суздаль, Муром, Боголюбово, Юрьев-Польский, у меня просто душа радовалась, каким богатым наследием мы обладаем. И не только в материальном смысле, но и с точки зрения эстетических идеалов красоты. Когда идёшь по заливному лугу к церкви Покрова на Нерли, и она постепенно вырастает, отражаясь в зеркальной глади реки своими удивительными пропорциями и устремленностью ввысь, испытываешь небывалый душевный подъём. Это было настоящим вдохновением для меня, захотелось творить.
Учиться приходилось самостоятельно, потому что сейчас, к сожалению, нет мастериц, которые бы могли передать своё мастерство. Поэтому я читала немногочисленные книги, а ещё рассматривала музейные экспонаты. Особенно поразил меня своей коллекцией Русский музей в Санкт-Петербурге. Невозможно было оторваться от витрин.
Это комплект «Жемчужный» — кокошник и оплечье, отороченное мехом. Такие изделия на Руси считались предметами княжеского гардероба. Их носили в высших слоях общества вплоть до Петровских времён. В простом народе более скромные кокошники носили до 30-х годов прошлого века — об этом свидетельствуют материалы этнографических экспедиций.
Я долго не могла найти для этого кокошника форму. Выход нашёлся в магазине строительных материалов. Подошёл самый узкий алюминиевый порожек, лёгкий и хорошо держащий форму. Вообще при создании конструкций сложных форм приходится проявлять инженерную смекалку.
Я постоянно ищу новые для себя старинные техники создания кокошников. Использую я при этом современные материалы: галун, парчу, золотые и серебряные нити, гранёные стразы, цветную фольгу, канитель и её разновидность трунцал, палетки, самоцветы, перламутр, натуральный и хрустальный жемчуг. Но при многообразии материалов для меня важно чувство меры — в количестве материалов, пропорциях, ритме, старинной геометрии и узорах. На одну работу в среднем уходит около 200 часов.
На выставках ко мне часто подходят люди и благодарят за возможность просто увидеть и примерить кокошник. Также их берут на фотосессии, театрализованные представления или для особенных праздничных случаев — в них традиции и дух русской красоты. Среди покупателей — и мужчины, и женщины. Особенно удивляют мужчины: то папа выбирает мини-кокошник для дочери лет восьми, то студент покупает ободок для девушки.
Рукоделие для меня — это не увлечение, а увлечённость. Заразила ей членов своей семьи, коллег, учеников (Галина Шаповал работает заведующей учебной частью в Ачинской детской художественной школе имени А. М. Знака, — прим. Культура24). Вы бы видели, как горят глаза моих девчонок, с которыми мы занимаемся на мастер-классах. Это тот случай, когда меня просят отдохнуть, но трудно остановиться. В творческом пространстве непросто найти свою тропинку, но, мне кажется, что я её нашла. Я убеждена, что, если идти своим путём, опираясь на уникальный опыт предков, выполняя работы, имеющие современное звучание, можно достичь настоящего успеха. За мной мои ученики, они продолжат, я очень надеюсь.