Личный опыт: тактильный перформанс «Сновидения» от театра «Вспышка»
Редактор «Культуры24» Мария Бурова впервые побывала на спектакле в полной темноте.
***
— Сегодня каждый из вас увидит свой собственный спектакль, — загадочно вводит в курс дела режиссёр спектакля Мария Булатова, облачившись во всё чёрное. Перед ней — мы — десять обычных людей обоих полов и разных возрастов, будущие сновидцы, согласившиеся сегодня вечером прийти на спектакль в полной темноте.
На всякий случай Мария напомнила, что пока мы будем с закрытыми глазами, нам нельзя разговаривать и нас будут трогать перформеры.
— Надеюсь, это не проблема?
Я киваю и беру чёрную повязку со стола. Мои соседи справа и слева послушно делают тоже самое. Я решила не мухлевать и завязать ткань достаточно туго. Как потом оказалось, полностью довериться создателям — было правильным решением.
Пришла темнота — начался спектакль. В меру холодные руки коснулись моих и потянули за собой. Женские — сразу поняла я и вздохнула с облегчением. Мужские неизбежно привели бы к неловкости, а женские сразу дали дополнительный уровень комфорта.
Первые шаги в неизвестное (хоть раньше я и бывала в этом помещении) приходилось делать через силу. Мысль что кто-то из нас может споткнуться или наступить другому на ногу не покидала меня первые минут пять. Но навязчивая идея фиаско улетучилась, как только сквозь музыку я услышала голос всё той же Марии Булатовой. Собственно, её голос и мой (внутренний) — всё, что я слышала следующие сорок минут.
Она говорила о иллюзорности реальности и тщетных попытках человека увидеть объективный мир. Мне сразу вспомнилась пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон». Смогу ли я, как главный герой, обмануться реальностью и поверить видениям? Кажется, у меня получилось. Я стояла в полной темноте и недоумевала, почему я никого не слышу — где все те девять человек, что пришли сюда со мной? Потом я о них и вовсе забыла — я смотрела сны. Мой взор был устремлен то в звёздное небо, то в чащу дикого леса, то на саму себя.
Но если временами мои собственные мысли заглушали голос Марии, то вот прикосновения невидимого мне перформера забирали всё моё внимание. Когда сквозь свою руку я услышала биение чужого сердца, я поняла насколько личным может быть этот спектакль для всех его участников. И оценить его в полной мере смогут только те, кто способен доверять без особых на то причин. Или готов бросить себе вызов.
В финале, когда мои глаза снова могли видеть всё в свете, я оказалась перед зеркалом. Честно говоря, прийти в себя получилось не сразу. Кажется, все мои соседи чувствовали примерно тоже самое. В какой-то момент у себя за спиной я увидела ряд перформеров. Каждый из тех, кто нас обнимал и кружил в танце после спектакля был готов обсудить этот опыт. И судя по разговорам вокруг для них это тоже было уникальным переживанием.
Режиссёр Мария Булатова о переживаниях зрителей и перформеров:
«"Сновидения"— это опыт, совместно переживаемый и зрителями, и перформерами. Первое, к чему я стремилась в этой работе — создать спектакль, где размыты привычные роли: я — зритель, я пришёл, удивляйте меня и я — актёр, смотри, как я умею.
Да, перформеры знают немного больше, так как их задача — быть проводниками, но их опыт от участия не менее удивителен каждый раз. Ребята всегда с радостью приходят, рвутся участвовать, для них энергетически это затратно, но и получают они энергии не меньше, чем отдают. Беря на себя ответственность за человека, они каждый раз учатся бережному отношению и интересу к каждому человеку, к миру в целом.
Зрители же переживают удивительный опыт доверия неизвестному. И там уже, под чёрной повязкой, каждый видит своё кино, которое складывается из личных переживаний. Общаясь только через прикосновения с невидимкой, кто-то изучает свои границы и свою открытость, а кто-то находит ответы на волновавшие его вопросы. Потому что прежде всего это встреча с самим собой.
Для меня это в какой-то степени такой ритуал снимания масок. И радует, что те, кто приходят на наш спектакль, не боятся довериться и раскрыться».