03 августа 2018

Личный опыт: тактильный перформанс «Сновидения» от театра «Вспышка»

Редактор «Культуры24» Мария Бурова впервые побывала на спектакле в полной темноте.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Первые шаги в неизвестное (хоть раньше я и бывала в этом помещении) приходилось делать через силу. Мысль что кто-то из нас может споткнуться или наступить другому на ногу не покидала меня первые минут пять. Но навязчивая идея фиаско улетучилась, как только сквозь музыку я услышала голос всё той же Марии Булатовой. Собственно, её голос и мой (внутренний) — всё, что я слышала следующие сорок минут.

Она говорила о иллюзорности реальности и тщетных попытках человека увидеть объективный мир. Мне сразу вспомнилась пьеса испанского драматурга Педро Кальдерона «Жизнь есть сон». Смогу ли я, как главный герой, обмануться реальностью и поверить видениям? Кажется, у меня получилось. Я стояла в полной темноте и недоумевала, почему я никого не слышу — где все те девять человек, что пришли сюда со мной? Потом я о них и вовсе забыла — я смотрела сны. Мой взор был устремлен то в звёздное небо, то в чащу дикого леса, то на саму себя.

Но если временами мои собственные мысли заглушали голос Марии, то вот прикосновения невидимого мне перформера забирали всё моё внимание. Когда сквозь свою руку я услышала биение чужого сердца, я поняла насколько личным может быть этот спектакль для всех его участников. И оценить его в полной мере смогут только те, кто способен доверять без особых на то причин. Или готов бросить себе вызов.

В финале, когда мои глаза снова могли видеть всё в свете, я оказалась перед зеркалом. Честно говоря, прийти в себя получилось не сразу. Кажется, все мои соседи чувствовали примерно тоже самое. В какой-то момент у себя за спиной я увидела ряд перформеров. Каждый из тех, кто нас обнимал и кружил в танце после спектакля был готов обсудить этот опыт. И судя по разговорам вокруг для них это тоже было уникальным переживанием.

Режиссёр Мария Булатова о переживаниях зрителей и перформеров:


«"Сновидения"— это опыт, совместно переживаемый и зрителями, и перформерами. Первое, к чему я стремилась в этой работе — создать спектакль, где размыты привычные роли: я — зритель, я пришёл, удивляйте меня и я — актёр, смотри, как я умею.

Да, перформеры знают немного больше, так как их задача — быть проводниками, но их опыт от участия не менее удивителен каждый раз. Ребята всегда с радостью приходят, рвутся участвовать, для них энергетически это затратно, но и получают они энергии не меньше, чем отдают. Беря на себя ответственность за человека, они каждый раз учатся бережному отношению и интересу к каждому человеку, к миру в целом.

Зрители же переживают удивительный опыт доверия неизвестному. И там уже, под чёрной повязкой, каждый видит своё кино, которое складывается из личных переживаний. Общаясь только через прикосновения с невидимкой, кто-то изучает свои границы и свою открытость, а кто-то находит ответы на волновавшие его вопросы. Потому что прежде всего это встреча с самим собой.

Для меня это в какой-то степени такой ритуал снимания масок. И радует, что те, кто приходят на наш спектакль, не боятся довериться и раскрыться».

В следующий раз вы можете посетить тактильный перформанс «Сновидения» в среду 8 августа в барбершопе «Кройка». Всю информацию о спектакле и наличии билетов смотрите по ссылке.
 
Фото: Ольга Хмельницкая

Читайте также