20 августа 2018
Василий Бархатов: «Артисты — сами по себе драйв и шоу. Моя задача — сделать обрамление»
Звезда оперной режиссуры Василий Бархатов рассказал «Культуре24» о тонкостях работы над концертом «Хворостовский и друзья — детям» в Красноярске.
Напомним, благотворительный концерт состоится 26 августа на площади перед Большим концертным залом красноярской филармонии, где в прошлом году дал свое последнее российское выступление наш великий земляк Дмитрий Хворостовский. Под открытым небом в центре Красноярска выступят ведущие солисты мировых оперных сцен — Ильдар Абдразаков и Хибла Герзмава, Стивен Костелло и Юн Квон Костелло, Айгуль Ахметшина и Борислав Струлёв. Концерт пройдёт в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра, за пульт которого в этот день встанет друг Дмитрия Хворостовского Константин Орбелян – он сопровождал большую часть выступлений певца. Все они, в память о своем друге, согласились петь и играть без гонораров.
Изначально время начала мероприятия было назначено на шесть вечера, однако впоследствии стало известно, что концерт стартует на час позже — в 19:00.
За подготовку концерта взялся 35-летний оперный режиссер Василий Бархатов. Его стремительная и успешная карьера поражает воображение. В 22 года Василий поставил свой первый спектакль в Мариинке, а в 26 лет срежиссировал праздник в честь дня России на Красной площади. Сегодня Бархатов — мировая звезда, его премьеры проходят на самых престижных театральных площадках Европы.
Photographer: Bernd Uhlig
Мы попросили Василия рассказать, почему пришлось передвинуть концерт на час вперед и какие еще сюрпризы ждут зрителя в последнее воскресенье лета. Информация, как говорится, из первых рук — честно, искренне и без купюр (но без спойлеров):
— Ну, со временем все просто. Это связано со световым режимом. Дело в том, что любое оперное, театральное, или даже эстрадное шоу, будь то полноценная постановка или концерт, требуют определенных технических условий. Поэтому, в основном, такие мероприятия проходят в закрытых залах, где ты сам выстраиваешь именно ту световую партитуру, которая необходима в конкретный момент.
Опен-эйр, разумеется, предполагает совсем иные правила игры и накладывает на все свой не только организационный, но и погодный отпечаток. Например, сцена, оснащенная световым оборудованием и светодиодными экранами, абсолютно бесполезна при дневном освещении. Вот почему все концерты подобного плана начинаются на закате или вовсе поздним вечером.
Яркий пример — один из самых знаменитых в мире оперных опен-эйров на озере в Брегенце (Брегенцский фестиваль на Боденском озере в Австрии — прим. Культура24), рассчитанный на семь тысяч зрителей. Начинается он в 21:00, хотя в обычное время жизнь в этом 30-тысячном австрийском городке прекращается около шести вечера.
При дневном освещении у тебя связаны руки в плане хорошей картинки на сцене. Все-таки подобные концерты подразумевают некую зрелищность, а добиться ее при свете дня крайне сложно. Ну и как-то с детства для всех естественно, что концерт начинается лишь тогда, когда притушили свет — будь то зал или площадь. В общем, это сугубо вопрос зрелищности - для зрителя это будет гораздо эффектней в сумерках, нежели днем.
Смену времени, в связи с вышеуказанными причинами, как режиссер концерта, предложил я — и все артисты меня поддержали. Уверен, что и зрителям будет гораздо легче погрузиться в атмосферу концерта. Попытались найти баланс — чтобы концерт получился визуально ярким и запоминающимся, и чтобы они потом успели по домам и делам.
Опен-эйр, разумеется, предполагает совсем иные правила игры и накладывает на все свой не только организационный, но и погодный отпечаток. Например, сцена, оснащенная световым оборудованием и светодиодными экранами, абсолютно бесполезна при дневном освещении. Вот почему все концерты подобного плана начинаются на закате или вовсе поздним вечером.
Яркий пример — один из самых знаменитых в мире оперных опен-эйров на озере в Брегенце (Брегенцский фестиваль на Боденском озере в Австрии — прим. Культура24), рассчитанный на семь тысяч зрителей. Начинается он в 21:00, хотя в обычное время жизнь в этом 30-тысячном австрийском городке прекращается около шести вечера.
При дневном освещении у тебя связаны руки в плане хорошей картинки на сцене. Все-таки подобные концерты подразумевают некую зрелищность, а добиться ее при свете дня крайне сложно. Ну и как-то с детства для всех естественно, что концерт начинается лишь тогда, когда притушили свет — будь то зал или площадь. В общем, это сугубо вопрос зрелищности - для зрителя это будет гораздо эффектней в сумерках, нежели днем.
Смену времени, в связи с вышеуказанными причинами, как режиссер концерта, предложил я — и все артисты меня поддержали. Уверен, что и зрителям будет гораздо легче погрузиться в атмосферу концерта. Попытались найти баланс — чтобы концерт получился визуально ярким и запоминающимся, и чтобы они потом успели по домам и делам.
Photographer: Bernd Uhlig
— «Хворостовский и друзья — детям» — это, безусловно, не спектакль, и не постановочное шоу. Это симфонический оперный концерт с участием оркестра, хора, знаменитых музыкантов и звезд мировой оперной сцены. Поэтому каких-то завораживающих цирковых трюков, разумеется, ждать не стоит. Однако и классическим концертом в его традиционном понимании данное мероприятие назвать нельзя.
Сочетая определенные музыкальные произведения с современной графикой, видео и светом, мы постараемся сделать для зрителя яркий и масштабный, но в то же время, уютный и трогательный вечер. Я бесконечно рад, что мои друзья, люди с которыми я работал в последние годы, так легко и решительно поддержали меня в подготовке этого благотворительного проекта. Например, согласилась поучаствовать в процессе известная компания Raketamedia, создававшая видеоконтент для бесчисленного множества знаковых театральных, концертных и спортивных проектов — включая и Олимпиаду в Сочи в 2014 году.
Сочетая определенные музыкальные произведения с современной графикой, видео и светом, мы постараемся сделать для зрителя яркий и масштабный, но в то же время, уютный и трогательный вечер. Я бесконечно рад, что мои друзья, люди с которыми я работал в последние годы, так легко и решительно поддержали меня в подготовке этого благотворительного проекта. Например, согласилась поучаствовать в процессе известная компания Raketamedia, создававшая видеоконтент для бесчисленного множества знаковых театральных, концертных и спортивных проектов — включая и Олимпиаду в Сочи в 2014 году.
Хотя, откровенно говоря, участвующие в красноярском концерте памяти Хворостовского артисты — сами по себе есть драйв и шоу! Наша задача — сделать для этого внятное и стильное обрамление.
Вот, что рассказывает о Василии Бархатове сайт Мариинского театра:
Режиссер-постановщик родился в Москве. В 2005 году окончил Российский институт театрального искусства (факультет музыкального театра, кафедра режиссуры и мастерства актера музыкального театра, мастерская Р.Я. Немчинской).
Среди его постановок: «Дневник исчезнувшего» в театре Геликон-Опера (как режиссер и художник-постановщик, 2004), оперная дилогия «Директор музыки» («Сначала музыка, потом слова» Сальери и «Директор театра» Моцарта, как режиссер и художник-постановщик, 2004) в Ростовском государственном музыкальном театре, драма «Разбойники» в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина (2009), мюзикл «Шербурские зонтики» в театре «Карамболь», «Летучая мышь» в Большом театре (2010) и «Коварство и любовь» в театре «Приют комедианта» (2011), «Евгений Онегин» в Литовской национальной опере (2012), «Новые страдания юного В.» в МХТ им. А.П. Чехова (2012), художественный фильм «Атомный Иван» (2011).
В Мариинском театре поставил оперетту «Москва, Черемушки» Дмитрия Шостаковича (как режиссер и художник-постановщик, 2006), оперы «Енуфа» Леоша Яначека (2007), «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза (2007), «Отелло» Джузеппе Верди (2007), «Братья Карамазовы» Александра Смелкова (2008), «Мертвые души» Родиона Щедрина (2011) и «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха (2011).
В 2015 году Васили Бархатов поставил «Осуждение Фауста» в Национальном театре Мангейма, «Хованщину» Мусоргского в Театре Базеля и оперу «Антигона» Томмазо Траэтты в Венской камерной опере.
В 2016 году Международный майский фестиваль в Висбадене открылся оперой Бернда Алоиса Циммермана «Солдаты», поставленной Василием Бархатовым в Государственном театре Висбадена. В 2017 году режиссер поставил оперу «Невидимая» Ариберта Раймана в Государственной Немецкой опере в Берлине.
Василий Бархатов многократно номинировался на театральную премию «Золотая маска». Оперный спектакль «Мертвые души», поставленный Бархатовым в 2011 году в Мариинском театре, стал обладателем Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».