Театральный художник Ксения Перетрухина: «Я ставлю стулья, чтобы рассказать трагедию человека»
Образовательная программа фестиваля-школы современного искусства «Территория. Красноярск» посвящена театру. Режиссеры, актеры, арт-менеджеры, критики и другие специалисты в этой области искусства рассказывают о трендах и делятся лайфхаками. «Культура24» побывала на лекции театрального художника Ксении Перетрухиной и составила краткий конспект о людях и вещах на сцене.
Сейчас я театральный художник, а до этого занималась современным искусством. В театр я пришла с программой переосмысления роли художника — для меня он такой же идеолог как и режиссер.
С самого начала своей театральной карьеры я занималась только современными пьесами. Принципиально. Не потому, что мне не нравится Шекспир, а потому, что я хотела голосовать за современный текст. Мне казалось и до сих пор так кажется, что их в театре должно быть больше.
На фестивале «Территория» вы увидите три спектакля, в создании которых я приняла участие — «Дыхание», «До и после» и «Музей инопланетного вторжения». Последний — это попытка создать некое произведение, не имея того самого человека, который скажет, как надо. Мне кажется, сейчас особенно важно репетировать не умение подчиняться и командовать, а умение договориться. Вот если вы у меня украли козу, то будет здорово, если мы сможем этот случай разобрать сами, не обращаясь в суд. Чем более мы автономны, тем больше у нас свободы. Для меня театр — это лабораторная площадка, где можно такие социально-общественные процессы репетировать.
Мозг человека воспринимает только пять процентов информации из внешнего мира. Все остальное он достраивает по стереотипу. Вы же не удивляетесь каждый раз окнам, когда входите в комнату, а для театра плохо, если пространство ничем не удивляет. Когда вам мозг говорит: «Все нормально – окна и двери на своих местах», — вы просто по пространству скользите взглядом. Точно так же вы не переживаете, смотря на сцену, потому что видели все это сто раз. Я убеждена, что нужны раздражители, чтобы будить мозг. Если ожидания зрителя целиком оправданы — считайте, что ничего не произошло.
Театр, с которым я нахожусь в полемике, никогда не обращал внимания на человека. Сейчас очень важно понять, что самое важное расстояние — это расстояние вытянутой руки. Мы не верим тому, что произносят с трибуны, даже если внимательно слушаем. А вот один на один мы можем пообщаться — это все еще существенное для нас событие. Цель искусства и культуры в целом — это коммуникация.
Я очень люблю вещи. Через вещи мы понимаем человека. Нет вещей самих по себе. Когда я училась во ВГИКе мы обсуждали: научно-популярное кино — это искусство или нет? Пришли к выводу, что нет. Такое кино становится искусством только если мы за микробами видим человека, а если не видим — это просто информация про микробов. Нам на них наплевать, нам важно про людей. Я ставлю стулья, чтобы рассказать трагедию человека.
Фотография Анисия Кузьмина
Ксения Перетрухина пришла в театр как состоявшийся современный художник, представитель российского видеоарта, специального сценографического образования у нее нет. Она окончила киноведческий факультет ВГИКа, Школу современного искусства при РГГУ, Школу современного искусства при Фонде Дж. Сороса. Как художник участвует в российских и зарубежных выставочных проектах. Как сценограф и видеохудожник сотрудничала с Театром.doc, Центром драматургии и режиссуры, театром «Практика», Прокопьевским театром драмы, таллиннским театром «RAAAM», «Лабораторией современной оперы» и другими.