Beat Weekend: пять самых известных работ художника Жан-Мишеля Баския
Судя по нынешнему репертуару, в кинотеатрах самый вдохновляющий и нетривиальный образ жизни ведут современные художники. В Доме кино вы уже можете увидеть документалки о японской гуру узора «в горошек» Яёи Кусама и московском концептуалисте Илье Кабакове. А совсем скоро на фестивале Beat Weekend покажут фильм о первых шагах в искусстве Жан-Мишеля Баския, одного из классиков стрит-арта и неоэкспрессионизма. Мы попросили искусствоведа Александру Семёнову рассказать о пяти самых известных его работах.
SAMO
История творческого успеха Баския начинается с многочисленных граффити — надписей в духе панковской идеологии с тэгами «SAMO», которые заполонили Нижний Манхэттен с 1977 по 1980 годы. Эти надписи Баския создавал в соавторстве с другом Al Diaz: в них есть и критика общества потребления, и критика засилья рекламы, и более поэтические многозначные высказывания. Искусствоведы считают самой знаковой фразу «SAMO is dead», сделанную в 1980 году, когда художники окончательно порвали и с надписями, и с совместным творчеством.
Панк панком, но современники сразу обратили внимание, что все надписи появлялись в районах Сохо и Ист-Виллидж, где в то время обитала нью-йоркская арт-богема и находилась Школа визуальных искусств. Они понимали, что массой надписей молодой художник из Бруклина обеспечил себе рекламу и будущее в арт-среде.
«Без названия (Череп)», 1981 год
Картина считается одним из первых произведений, которое Баския создал на холсте, а не на уличной стене. Оно было представлено на дебютной выставке художника.
На создание картины его вдохновил учебник «Анатомия Грея», который Жан-Мишель прочитал в семилетнем возрасте, а также эстетика карты нью-йоркского метро и размышления о смерти. Кстати, постоянное обращение к подобным образам позволило искусствоведам считать его продолжателем европейского жанра ванитас, который фокусировался на тщетности земного бытия.
В авторской версии картина не имеет названия. Черепом ее окрестили позднее для удобства идентификации по весьма видимым причинам: зубы и челюсти здесь не имеют кожи, как и череп, а вот глаза вполне живого человека. Художник представил образ живого и одновременно мертвого существа. Более того, голова человека как будто вскрыта и внутри мы видим комнаты подсознания.
«Бог, закон», 1981 год
Рисунок маслом на бумаге не оставляет сомнений о сути художественного высказывания: некий закон перевешивает на весах бога, что происходит не без помощи долларов, переманивающих как магнит черные точки веса в нужную чашу.
Баския — один из тех редких художников, которые просто и прямолинейно высказывались о несправедливости общественного устройства и коварстве денежного мира. Несмотря на то, что это изображение создано для выставки в галерее, оно выполнено в технике уличного рисунка. Стрит-арт в данном случае и есть искусство бедных художников, не обремененных коммерческим успехом и богемной жизнью галерейных подопечных.
«Олимпийские кольца» Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, 1985 год
Помните, как Олимпийские игры в Сочи вдохновили Василия Слонова на серию плакатов? В творчестве Баския тоже такое случалось. После Олимпийских игр в Лос-Анджелесе совместно с Энди Уорхолом, с которым они дружили и работали вместе с 1983 по 1985 годы, он создал серию картин «Олимпийские кольца». Неудивительно, что два художника, которые критически переосмысливали образы рекламы в своей живописи, взялись за этот сюжет.
Энди Уорхол от руки создал вольную импровизацию на тему всемирно узнаваемого символа главного спортивного события планеты, а Баския разместил посередине крупную маскоподобную голову афроамериканского спортсмена — обобщенный лик афроамериканских звезд прошедшей Олимпиады. Например, Джэсси Оуэнса, Карла Льюиса, Томми Смита и Джона Карлоса. К слову, маскоподобные лица, характерные для картин Баския, продолжают в его творчестве традиции этнического гаитянского искусства.
«Трубач», 1984 год
А вот самый популярный символ в творчестве Баския — корона. Часто такая корона обозначает высокие интеллектуальные и духовные достоинства представленного персонажа. Здесь изображен афроамериканец-трубач на белом фоне в окружении ярко красных краев. Из трубы вылетают буквоподобные знаки, часть из которых перечеркнута, давая представление об импровизационном характере музыки.
Это произведение дополняет портрет самого Баския, который помимо живописи любил музыку, даже создал собственную индастриал-группу Gray вместе с художником-авангардистом Майклом Холманом. Трубач, конечно, играет джаз и символизирует борьбу афроамериканского народа за свои права в период расизма. Сам же Баския предпочитал, чтобы его считали художником вообще, не обращая внимание на расу, так как творческие и любые другие способности человека от этого не зависят.