Главные слова: современная опера
Специальный проект «Культуры24», посвященный главным словам в искусстве. В этом материале — современная опера.
Давайте начнем с простого. Что такое опера? Это не просто спектакль, в котором звучит музыка, это музыкальный спектакль. В театре тоже иногда поют, но только в опере музыка очень важна для происходящего на сцене. Ее никак нельзя выключить или заменить на что-то другое. Опера — это взаимосвязь музыки, слов, движений, декораций, костюмов и света.
Либретто — так называется текст в опере, он работает в паре с музыкой.
Книжка со всеми словами и нотами — записанная на бумаге опера — называется «партитура».
Ария — это сольный номер певца. Обычно ария ярче всего характеризует персонажа, ведь она работает так же, как крупный план в кино: мы получаем возможность рассмотреть героя и узнать его внутренний мир.
Ансамбль — это номер, в котором поет больше одного солиста. В опере бывают дуэты, терцеты, квартеты и квинтеты, но и это не предел. Опера Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» заканчивается целым ундециметом — ансамблем из одиннадцати певцов!
Хор — это артисты, которые поют только группой. Они выступают там, где по сюжету должно быть много людей. Например, они могут быть жителями города, солдатами, разбойниками или ведьмами.
Какие бывают оперные голоса? Бас — самый низкий голос в опере. Чаще всего он достается отцам, правителям, жрецам и пророкам. Самый высокий голос — это сопрано. Для сопрано чаще всего пишут роли молодых героинь. Тенор — высокий мужской голос. Именно на долю его героя выпадают приключения, которым больше всего сопереживают зрители. Баритон — по высоте он находится между тенором и басом. Баритоны поют героев умных и благородных. Правда, не менее часто им достаются роли злодеев.
Высота — не единственная характеристика голоса. Очень важен и тембр — индивидуальная окраска. Голос может звучать резко или мягко, может создавать ощущение нежности и хрупкости, а может казаться героическим и дерзким.
Как устроена опера? Начинается она с увертюры — это музыка без текста, во время которой на сцене часто ничего не происходит. Но это не значит, что в ней нет театра. Увертюра — это краткое содержание будущего спектакля, только рассказанное с помощью музыки. После нее поднимается занавес, и мы знакомимся с героями представления. Эта часть называется экспозицией. Благодаря ей мы узнаем, кто грустный, кто веселый, кто добрый, а кто нет. Затем приходит время завязки, где случается что-то, от чего запустится весь механизм истории: погони, поединки, любовные переживания. В конце концов наступает финал — приключения подходят к концу, тайное становится явным.
Лейтмотив — характерная тема или музыкальный оборот, который на протяжении всего действа используется композитором как «визитная карточка» определенного героя. Лучше всех с лейтмотивом работал Рихард Вагнер, хотя и не знал, что он именно так называется (термин появился позже).
Теперь немного практических советов.
Как одеваться? Времена норковых манто и обязательных смокингов ушли в прошлое. Если хочется надеть все лучшее разом, то лучше выбирать для этого премьеры в самых крупных театрах мира. Оптимальный вариант для похода в местный театр — smart casual (облегченный деловой костюм), причем, чем дальше вы сидите от партера и лож, тем менее обязательны галстук и костюм-тройка.
Когда аплодировать? Награждать исполнителей аплодисментами принято по окончании увертюры, арии или дуэта. Если вы слышите, что музыка еще звучит лучше всего не подавать признаков одобрения происходящего. Хвалить за работу дирижера и оркестр принято перед последним актом спектакля. Подсказка: свет софитов в этот момент направлен на оркестровую яму. А вот ругать знаменитым оперным «бу», стоит только на финальных поклонах и чаще всего на премьерах.