22 ноября 2018

Я коллекционер: 2 истории

Собирательство — древняя привычка. Она может начаться в детстве с мимолетного увлечения и закончиться во взрослой жизни выставкой в музее. Мы поговорили с двумя коллекционерами и выяснили, зачем в их жизни столько вещей.

На сегодняшний день в коллекции Ларисы Сеньковой около 500 экспонатов из России, Финляндии, Германии, США и Венгрии. 

 

С этого предмета началась коллекция Ларисы Сеньковой — это прибор для заточки и правки лезвий. Механизм приводится в действие с помощью нити. Патент на него получили три страны — Чехия, Германия и США. 

 

1 /

Сначала я действовала по принципу: что понравилось, то и покупаю. Но почти сразу для себя решила: нужно не просто хвать-хвать, а придумать какую-то концепцию. Так я поделила свою коллекцию на исторические периоды: каменный, бронзовый, железный века и наше время. На одной из моих выставок экспонаты были разложены именно в такой хронологической последовательности и одна из маленьких посетительниц, взглянув на витрину, удивленно сказала: «Как раньше людям тяжело жилось». В этот момент я поняла, что я на верном пути.

Просто предмет — это прекрасно, но его история — это намного важней. Мне кажется, дух коллекционирования он не в собирательстве, а именно в истории предмета. Моя коллекция она не про число, а про исторический факт и историческую гордость. Я могу рассказать о каждом предмете, сама впечатлиться и удивить остальных. Я хочу показать эволюцию предметов, человеческого труда и таланта.

На фото слева направо: 1. «марсельские щипцы» для того, чтобы делать женскую прическу «марсельская волна». 2. механическая машинка для стрижки животных — стала прототипом машинки для стрижки людей. 3. щипцы для завивки усов из XX века. 4. кованные ножницы 

 

Лезвия для бритвы. Их в коллекции больше 100. 

 

1 /

Новые экспонаты для своей коллекции я заказываю по интернету, о каких-то узнаю от других коллекционеров, покупаю в антикварных магазинах, выигрываю на торгах. Я уже на пенсии, но взялась опять работать, чтобы покупать понравившиеся предметы. Недавно мне прислали нож-бритву, найденную в Хакасии. В моей коллекции есть и еще одна сибирячка из Томской области — бритва времен кулайской культуры (археологическая культура с середины I тысячелетия до н. э. до середины I тысячелетия нашей эры, — примечание Культуры24). Также коллекционирую предметы современного быта, но необычные — например, ручку-расческу, штопор-усы или мужскую бабочку с усами.

 

 

В 1937 году компания Remington вывела на рынок свою первую электробритву для сухого бритья — это была передовая для того времени конструкция. На фото – женская бритва. Рядом лежит ершик, для того чтобы очищать бритву. 

 

 

 

 

 

1 /

Никто из коллекционеров пока не встречал ни одной фотографии братьев Кампф. Именно они в 1880 году ввели в обиход фразу «безопасное бритье» и изобрели 25 вариантов бритв. Мне бы хотелось, чтобы у меня в коллекции была их фотография, а также электробритва американского изобретателя и предпринимателя Джейкоба Шика, которая была одной из первых в истории.

Фото: Руслан Максимов / Культура24

Родившийся в Норильске Станислав Степанов с прошлого века собирает предметы, связанные с поэтом Владимиром Маяковским.

Начало моей коллекции, которая сейчас существует в виде музейной экспозиции, было положено сразу после школы. 1976 год застал меня, тогдашнего десятиклассника, за пробой пера. Первые стихи для публики — моих школьных и дворовых друзей — имели успех и требовали чего-то более значимого и грандиозного. Как раз в этот период по литературе мы проходили творчество великого советского поэта Маяковского. Хорошая подача материала пробудила во мне интерес к самостоятельному чтению его произведений. Нравился ритм, необычные образы, метафоры, гиперболы и отточенная рифма.

 

 

 

 

 

 

1 /

Самым первым моим экспонатом можно считать вырезку из двадцать первого номера журнала «Огонек» за 1978 год. Это статья Макарова «Новое в бессмертном наследии» о неопубликованном ранее стихотворении Маяковского «Мы коммунисты».

Меня интересует именно то, чем кроме обширного печатного формата сохраняется и культивируется образ Маяковского. Это не только его изображения в профиль или анфас, но и упоминание его имени, цитирование стихов и прочее. В моей коллекции есть марки, значки, календари, спичечные этикетки, открытки, монеты, бюсты, грампластинки, диски с песнями на его стихи, полное собрание сочинений, мемуары, журналы, брошюры и даже фарфор. Но самый необычный экспонат — все-таки это посмертная маска поэта из гипса.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Мое коллекционирование сейчас перерастает настольный формат. Теперь мне хочется увидеть места, где бывал сам Маяковский и где не бывал, но там есть памятники поэту, есть улицы и площади его имени.

Фото из личных архивов героя.

Читайте также