Красноярские художницы XX века, о которых вы могли не знать

Василий Суриков, Борис Ряузов и Андрей Поздеев — имена этих художников знакомы многим в Красноярске и за его пределами. Но также легко вам вспомнить хоть одну красноярскую художницу? Если для вас это простая задача — гордимся вами, если нет — этот материал для вас.

Портрет Ксении Матвеевой. Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Ксения Матвеева «Старый базар». Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Ксения Матвеева «Первая лампочка в Красноярске». Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Ксения Матвеева «Биржа извозчиков». Архив Художественного музея имени Сурикова 

 

Ксения Матвеева «Красноярск времен детства В. И. Сурикова». Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

1 /

Художница много и продуктивно работала в бытовом и историческом жанрах. На живопись она смотрела как на продолжение окружающей ее действительности. Старый город изображен на нескольких ее картинах — «Биржа извозчиков», «Красный обоз», «Отдых красноармейцев», «Сибирь кандальная», «Последний керосиновый» и других. На краевой выставке 1948 года, посвященной 100-летию со дня рождения Сурикова, Матвеева показала большое полотно «Красноярск времен детства В. И. Сурикова» — одно из лучших своих произведений. В ней словно оживают образы красноярцев, «населившие» в свое время полотно Сурикова «Взятие снежного городка».

Галина Ермолаева

3 февраля 1915 — 1999

Галина Ермолаева родилась в Казани, окончила Киевский художественный институт накануне Великой Отечественной войны, а затем была эвакуирована в Сибирь. Ее учителями были известные в то время советские художники — профессор Павел Волокидин и советский живописец и педагог Алексей Шовкуненко. В нашем городе началась ее самостоятельная творческая карьера. Она участвовала во многих выставках, создала несколько работ, посвященных борьбе советского народа с немецкими захватчиками.

Когда закончилась война, Галина Ермолаева решила остаться в Сибири. Два первых послевоенных десятилетия она представляла на выставках много портретов. Среди них инженеры и рабочие, передовики сельского хозяйства, представители творческой интеллигенции — «Портрет рабочего ПВРЗ Татьянина», «Портрет красноярского поэта И. Рождественского», «Портрет учительницы Е. Д. Соболевой». Художница стремилась не просто воспроизвести облик своего героя, добиться портретного сходства, но проникнуть во внутренний мир человека. Особенно порадовал посетителей художественной выставки в Новосибирске в 1947 году «Портрет сказительницы Е. И. Чичаевой». Ничего лишнего, во всем соблюдена строгая мера: все говорит о стремлении автора к законченности и определенности живописной формы.

Галина Ермолаева «Дивногорск», 1966 

 

Галина Ермолаева «На столе», 1965 

 

Галина Ермолаева «Натюрморт в Юдинской библиотеке». Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Галина Ермолаева Галина Ермолаева «Хохломская посуда». Архив Художественного музея имени Сурикова 

 

1 /

К началу шестидесятых годов, как пишут многие исследователи, многих художников захлестнула стихия формальных поисков. Ермолаева также отказывается от традиций, которым следовала, и начинает поиски новых форм в духе времени. С 1964 года Ермолаева оставляет портретный жанр. Ведущим в ее творчестве становится натюрморт. На краевых выставках появляются «Натюрморт с черемшой», «Синий сервиз», «Лимоны», «Хохломская посуда», «Яблоки». Все эти работы по-своему рассказывают о красоте окружающего мира.

Тамара Мирошкина

17 сентября 1919 — 7 августа 1995

Свои первые серьезные работы Тамара Мирошкина также начала создавать в годы Великой Отечественной войны. Это картины «Подвиг младшего лейтенанта Мамедова», «Хлеб фронту», «Восстановление», «Возвращение в родные места». В мирной жизни она нашла свою тему не сразу. На выставках появлялись произведения на разные темы: то натюрморты, то портретные этюды и пейзажные зарисовки. Ни тематически, ни сюжетно они не были связаны, и трудно было определить круг интересующих художницу явлений.

Тамара Мирошкина «Портрет Натальи Касаткиной». Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Тамара Мирошкина «Верочка спит», 1953 год. Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Тамара Мирошкина «Утро», 1959 год. Архив Художественного музея имени Сурикова 

 

Тамара Мирошкина «Шалунья», 1954 год. Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

1 /

С середины 50-х годов Мирошкину все больше увлекает мир детства. Первую удачу в новом для себя направлении ей принесла картина «Сон», которую приняли на республиканскую художественную выставку. Позже были написаны «Утро», «Старший брат», «Натюрморт и девочка», «Бабушка и внучка», «Маленькая сибирячка» и другие. Увлекал ее и мир сказок. Она была соавтором монументально-декоративных росписей в Красноярском дворце пионеров, в Атамановском пионерском лагере, в Красноярском дворце железнодорожников, в районном клубе села Большая Мурта. Тема этих росписей: русские народные сказки, уральские сказы Павла Бажова, картины природы нашего края.

Наталья Касаткина

1909 — 1969

Работы Натальи Касаткиной отличаются от работ других художниц из нашего списка. В Красноярске и за его пределами она получила славу большого мастера декоративно-прикладного искусства. Ее ведущим направлением были изделия из меха, выполненные по мотивам традиционных орнаментов народов Севера.

Она участвовала в художественных выставках с 1945 года, но тогда ее работы носили любительский характер и ограничивались вышивкой гладью. Позднее она начала интересоваться народным искусством Сибири и Крайнего Севера. Тема была ей близка, так как в детстве ей довелось видеть, как украшались орнаментом меховая одежда, обувь, коврики, как выделывалась оленья замша. В 1960 году художница отправилась в длительную поездку по северу Сибири, из которой привезла домой сотни зарисовок образцов народного искусства.

Уверенность в правильном выборе творческого пути пришла к ней через три года на Всероссийской выставке декоративно-прикладного искусства в Петербурге, где экспонировались и были приобретены многие ее работы. Здесь Касаткина встретилась с известным искусствоведом Александром Салтыковым, который также высоко оценил ее творчество.

В 1967 году была первая персональная выставка в Москве. Посетители увидели созданные ею изделия из меха — черевички «Всполохи», рукавички «Дерево жизни», детский комплект «Унтики», ковер «Заполярье» и сувениры. Затем были выставки и за рубежом, например, в Польше в 1968 году. В этом же году Наталья Касаткина получила звание заслуженного художника РСФСР.

Наталья Касаткина за вышивкой, 1957 год. Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Наталья Касаткина «Столбы. Свобода», 1957. Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Наталья Касаткина «Дятлы на кедрах», 1950-ые. Фонд Красноярского краеведческого музея 

 

Фотография Касаткиной в журнале «Работница» 

 

1 /

В современном Красноярске живет и работает много художниц. Вот те из них, с кем мы уже успели вас познакомить.

Анастасия Федорова — молодая художница, популяризатор стрит-арта в Красноярске за последний год приняла участие в XII красноярской музейной биеннале, томском фесте музыки и искусства Street Vision, и сделала многометровое граффити на спуске к набережной.

Александра Каленская — красноярская художница, постоянная участница выставки уличного искусства «Флаг в руки», организатор арт-событий и создательница стикерпака для нашей редакции.

Анна Холиванова создает работы в стиле дарк-сюрреализма.

Юлия Липовка иллюстрирует книги и календари, рисует открытки и даже карты далеких островов.

Елена Ильянкова написала больше полусотни картин за две недели на Диксоне.

   

За помощь в подготовке материала благодарим Красноярский краеведческий музей, Художественный музей имени Сурикова и Красноярскую краевую научную библиотеку. Текст написан на основе книги Ивана Давыденко «Художники Красноярска».