03 апреля 2019
Я хорист: 4 истории
Что привлекает солистов хора в этом искусстве, на кого хотят быть похожими и станут ли они выдавать коллегу, который фальшивит — в дни проведения в Красноярске фестиваля «Весенние хоровые капеллы» мы поговорили с четырьмя хористами разных возрастов о том, чем они занимаются.
Персей Локосов
Красноярский филармонический хор мальчиков и юношей «Каприччио» (художественный руководитель Ольга Андронова)
— Почему тебе нравится петь в хоре?
— Потому что я выступаю на разных концертах, везде солирую. Однажды, даже цветы мне подарили. Правда, только один раз, но мне было приятно.
— Не хочется ли иногда вместо пения пойти и поиграть в футбол, например?
— А я и так играю. Мне на всё времени хватает.
— Кто решил, что ты будешь петь в хоре?
— Я так сам захотел. Мама увидела объявление о наборе в хор и привела меня сюда. Мне сразу понравилось, что если спел не то, всегда могут поддержать. Руководитель иногда может и поругать, но она хорошая.
— Если вдруг услышишь, что кто-то рядом фальшивит, станешь преподавателю рассказывать?
— Нет. Хотя иногда рассказываю. Хочется их поругать, Но я не делаю этого.
— Как ты можешь описать хориста? Он какой?
— Он не должен никогда петь не те слова, не должен фальшивить, не должен ругаться с другими музыкантами, должен быть добрым.
— На кого бы ты хотел походить? Есть такие музыканты?
— Есть один — Хворостовский!
— А не хочется иногда с девочками попеть?
— Нет, зачем. Хор мальчиков лучше. У нас голоса ниже. Вот девочки поют тихо, а мальчики могут так завыть, что весь зал затрясет.
— Что будете делать, если в зале никто вам не захлопает?
— Будем дальше петь, пока не начнут хлопать. Со сцены не уйдем.
— О чем мечтаешь? Вот что с тобой лет в тридцать будет?
— Планирую с музыкой связать свою жизнь. В 30 уже голос поменяется и захочется уже петь не в хоре, а самому.
— А как же поддержка ребят?
— Иногда бываешь так самоуверен, что хочешь все сам сделать и чтобы только тебе хлопали.
— Уедешь или тут останешься?
— Хочу остаться у нас. Мне нравится тут.
Дарья Куфтина
Муниципальный детско-юношеский духовный хор «София» (художественный руководитель Елена Плеханова)
— Почему выбрала пение? Балериной не хотелось стать?
— Вообще нет. В хор меня привела мама и, наверное, сразу с первых репетиций меня это дело увлекло. И не хотелось бросать. Вот уже 8 лет пою в хоре и не задумываюсь, что когда-то это может закончиться.
— А что именно нравится?
— В разных хорах по-разному. А именно в этом меня привлекает духовное пение, так как мы духовный хор и это наша изюминка, мы один такой хор детский в Красноярске.
— Коллектив в основном женский, не бывает ссор каких-то, недопонимания?
— Нет, у нас все дружат, даже девочки с мальчиками. Нет разногласий.
— Если вы разучиваете партии и ты вдруг понимаешь, что не сможешь петь, не потянешь — будешь признаваться преподавателю?
— Бывает такое у каждого, но все же думаешь: «Что ж, в следующий раз спою». Кто-то сознается, кто-то нет.
— А ты как сделаешь?
— В основном это услышат и сделают тебе замечание, помогут. Потом ты уже примешь самостоятельное решение.
— Смотришь ли музыкальные шоу с профессиональной точки зрения? Часто слышишь, как фальшивят?
— Конечно, это всегда очень слышно, когда кто-то фальшивит. У тебя уже уши настроены музыкально и всегда замечаешь. Хочется всех поправить.
— Какая есть мечта? Видишь будущее в этой профессии?
— Я живу больше сегодняшним днем. Пока свою жизнь не планирую связывать с пением. Сейчас пою, потому что нравится. А как будет потом — посмотрим.
Артем Платонов
Хор студентов Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (художественный руководитель Екатерина Баулина)
— В чем преимущество хора?
— Это один большой организм, который дышит в одно время, в одном месте. И эта общая энергия, которая посылается людям — это очень круто.
— Жалел ли когда-нибудь, что стал петь в хоре?
— Нисколько не жалею. На самом деле, даже сменил профессию. Учился в Красноярском колледже искусств им. П. И. Иванова-Радкевича на звукооператора, вдруг резко все переменилось, захотел стать дирижером.
— В душе поешь?
— Всякое бывает. Нравится разная музыка, на самом деле, не только классика, но и современное, много стилей.
— Есть то, чего боишься?
— В хоре должны присутствовать лидерские качества, а я скромный, так что приходится над собой работать. Но к последнему курсу уже лучше с этим справляюсь.
— О чем мечтаешь?
— Как и все музыканты, хочу связать себя с этой профессией. Многие считают, что это не выгодно, но все же душа, творческое рвение дает о себе знать. Думаю, что музыка так и останется частью моей жизни.
— А работать у нас или нет?
— Как получится.
Мария Генсицкая
Театр хоровой музыки Саратовской областной филармонии имени А.Г. Шнитке (художественный руководитель — заслуженная артистка РФ Людмила Лицова)
— Почему именно хор? Может, лучше было податься в экономисты или юристы?
— Так сложилось, что с самого раннего детства моя жизнь была связана с музыкой. В музыкальной школе я училась по классу скрипки и пела в детском церковном хоре. Поэтому продолжение образования в музыкальном училище стало совершенно закономерным. В 2013 году я поступила в класс профессора Лицовой в саратовскую консерваторию на дирижерско-хоровое отделение. Встреча с этим выдающимся музыкантом и дирижером определила мой дальнейший творческий путь и, что тесно связано — жизненный путь. Поэтому представить себе, что могло сложиться иначе, я уже не могу.
— Есть ли амбиции на сольное исполнение?
— Нет. Пение в камерном хоре, который предполагает состав именно певцов-солистов, удовлетворяет мои потребности в исполнительстве. А вот стоять за пультом время от времени в качестве дирижера — да.
— Хоровая музыка может привлечь массы? Это о массовом или элитарном?
— Конечно же об элитарном. О сокровенном, духовном не кричат в микрофон на стадионах. Хоровое пение это основа музыкальной культуры людей, голос народа. Большая сила воздействия определяет ее значительную роль в жизни общества и в культуре. Особенно в наше время, когда поп-культура с ее направленностью на зрелищность и досуг заполонила все культурное пространство.
— Будете выдавать коллегу, если услышите, что он фальшивит?
— Наверное, если это происходит из репетиции в репетицию, я попрошу его отсесть и не нервировать.
— Бывало, что под музыку просто рот открывали, но не пели?
— Это очень сложно. Пробовала, не получалось. Все равно начинаешь петь.
— Чего боитесь в профессиональной деятельности?
— Боюсь разочарования в себе. В своих возможностях. Каждый музыкант это время от времени испытывает. Но это часть одного процесса — развития.
— О чем мечтаете?
— Знаете, я очень богатый человек. Господь мне дал очень многое, за что благодарю его ежедневно. Поэтому если говорить о мечте, то хотелось бы непрестанно двигаться в сторону совершенствования и вместе с этим растить свою душу.
Напоминаем, что XXIII фестиваль «Весенние хоровые капеллы» продолжается. Впереди еще несколько концертов, на которых вы услышите гостей из Екатеринбурга, Хакасии, лучшие произведения Моцарта, монументальную кантату Танеева и сразу 500 ребят, исполняющих любимые с детства песни из кино и мультфильмов, написанные композитором-песенником Евгением Крылатовым. Полная программа здесь.
Фото: Александр Паниотов/Культура24