Михаил Мосенков: «Невозможно устоять перед харизмой молодежных оркестров»
Дирижер красноярского симфонического оркестра Михаил Мосенков о харизме молодежных оркестров, о великих Светланове и Шпиллере.
О переезде в Сибирь:
Я уже приезжал в Красноярск. Дирижировал концерт памяти Евгения Светланова. Потом был концерт, приуроченный к 95-летию Виктора Астафьева. Пять с половиной лет я прожил в Татарстане и работал в государственном оркестре вместе с Александром Сладковским. Но я рад, что теперь я здесь, в Сибири. Менять города — это безумно интересно. Когда мне говорили: «Куда ты так далеко?», я отвечал — в Сибирь. И это здорово.
О Шпиллере:
Благодаря Ивану Всеволодовичу Шпиллеру все знают красноярский симфонический оркестр. Это выдающийся дирижер, мировое имя. В следующем сезоне будет праздноваться юбилейная дата Ивана Всеволодовича, и мы планируем сделать отдельный абонемент — серию концертов, посвященных Шпиллеру. Память должна жить.
У Ивана Всеволодовича была партитура первой симфонии Рахманинова, которую сделал Александр Гаук. Гаук восстановил первую симфонию Рахманинова по партиям. И эту партитуру — восстановленную по партиям, рукописную — он подарил своим ученикам Светланову и Шпиллеру. Это одно из самых важных и ключевых сочинений в репертуаре симфонического оркестра. Очень хочу, чтобы симфония прозвучала в следующем сезоне в Красноярске.
О Светланове:
В пятом классе музыкальной школы по телевизору я увидел дирижера. Я был просто ошарашен. Я спросил у мамы: «Кто это?». На что мама мне ответила: «Ты что, темнота, это великий Светланов». И после этого у меня что-то переключилось. Изменилось мое мировоззрение, отношение к музыке. Я утаскивал из библиотеки партитуры, прятал под рубашку, все время боялся, что я буду переходить через охрану и листки выпадут, и уносил домой разбирать. Включал Светланова и что-то начинал дирижировать. Но я все вернул.
Евгений Светланов — величайший дирижер. Единственный человек в мире, который записал всю антологию русской симфонической музыки. Она у меня есть, и это гигантская коробка, сумасшедшее количество дисков. Вы нигде не увидите эту антологию. Она существует у единиц. В продаже ее никогда не было. 200 человек владеют этой антологией.
Очень хочу продирижировать сочинения Евгения Федоровича. Здесь в Красноярске, в том сезоне мы исполнили «Калину красную» Светланова. В следующем сезоне хочу, чтобы красноярская публика узнала Светланова не только как выдающегося дирижера, но и как талантливейшего композитора.
О молодежных оркестрах:
Молодежь легче поддается, из них можно лепить. Сложность в том, что молодежь надо держать постоянно на небольшом огне, чтобы они были теплыми. Не отпускать, держать их внимание. Невозможно устоять перед харизмой молодежных оркестров. С ними можно делать большие программы, они легкие на подъем.
Об оркестрах с историей:
В красноярском симфоническом оркестре много музыкантов, которые работали с Иваном Шпиллером. Сочинения, которые они с ним играли, и которые теперь они играют со мной — это видение музыки может создавать определенный барьер. Но его можно и нужно преодолеть, заинтересовать. Дать музыкантам свое видение и слушание.
Фото: Руслан Максимов/Культура24