Николас МакКарти: «Я впитывал музыку, как маленький ребенок — все схватывал на лету»
Пианист-виртуоз Николас МакКарти о поколении, что не знает Моцарта и стадионных выступлениях классических музыкантов.
Я знаю, что вы начали заниматься музыкой в 14 лет. Мне показалось, что это довольно поздно, потому что у нас дети к этому возрасту грезят тем, что попадут на престижные международные конкурсы.
Это очень необычно и для Европы, и для Великобритании. Здесь дети тоже начинают очень рано — в три, четыре, пять лет, как и в России. Наверное, я был в некоторой степени прирожденно талантлив, потому что я научился играть на фортепиано очень быстро, с легкостью.
Ваш талант передался от родителей или слова благодарности стоит адресовать учителю, к которому вы попали.
Нет. Ни тем, ни другим. Мои родители — простые рабочие люди без толики музыкального таланта. Что до учителя, то у меня его не было до 15 лет, получается, что я около года играл сам, пока у меня не появился полноценный преподаватель. Я думаю, что моя способность играть появилась от любви к музыке, любви к фортепиано, которая захватила мою жизнь в возрасте 14 лет. Я учился играть на слух. Если я услышал песню, и она мне понравилась, я пытался ее подобрать. Я впитывал музыку, как маленький ребенок — все схватывал на лету.
Я знаю, что музыкой вы заразились после того, как послушали Бетховена. А что это было за произведение, об этом нигде не говорится. Хотя, конечно, Бетховен весь великолепен, но все-таки?
Это была одна из поздних сонат Бетховена, соната Вальдштейну.
Вы помните, кто из современных музыкантов будоражил вас также сильно, как та соната Бетховена? Сложно представить, что подросток целыми днями будет слушать только классику.
Я был помешан на фортепианной музыке в очень широком смысле этого слова. В 14 лет мне очень нравилась Алиша Киз, она играла на фортепиано. Мне очень нравилась ее музыка, хоть это и поп-музыка — в первую очередь, из-за ее мастерства игры на инструменте. Меня тянуло к фортепиано по всему спектру: поп-музыка, классическая, Мендельсон, Моцарт, и да, Алиша Киз. Я люблю любое музыкальное произведение — поп, джаз — которое рассказывает историю. Но большинство музыкальных композиций, которые мне нравятся, содержат в себе фортепиано. Например, Адель, у нее всегда есть фортепиано. Конечно, это только элемент, но в своих песнях она рассказывает историю словами, голосом, мелодией. Сложно описать. К фортепиано меня словно магнитом тянет.
Музыку, которую вы играете, Прокофьева, концерты Равеля — это технически сложные концерты для левой руки. Даже старых композиций такого рода мало и их редко исполняют, а есть ли современные композиторы, которые сочиняют подобное?
Я вижу свою роль, как одного из немногих одноруких пианистов в мире. И эта роль состоит в сохранении традиции репертуара только для левой руки и в том, чтобы заказывать у композиторов произведения для левой руки. И если у меня появляется возможность поработать с композитором, особенно в Великобритании, я с удовольствием принимаю участие — мне нравится эта часть моей работы. И я надеюсь, когда через много лет я умру, после меня останутся произведения для левой руки для будущих одноруких музыкантов в следующем веке или даже дальше. И они будут говорить: «Спасибо, Николас Маккарти, что заказал эти музыкальные произведения», так же как я сейчас благодарю Пауля Витгенштейна (прим. — леворукий пианист начала XX века) за то, что он заказывал замечательные композиции у Прокофьева и Равеля, которые играю я. Я хочу сохранить традиции и оставить после себя наследие.
То есть это не только любовь к музыке, но и любовь к будущим поколениям музыкантов?
Да, безусловно. Потому что, как мне видится, у меня бы не было карьеры, если бы не такие люди, как Пауль Витгенштейн. Если бы не он, я бы не смог заниматься тем, что я делаю. И я считаю своего рода долгом поступать также в XX, скорее даже в XXI веке для грядущих поколений.
Что вы говорите музыкантам, у которых есть сомнения в мыслях, или на них как-то влияет общество?
Начинающим музыкантам я бы в первую очередь дал совет совершенствовать свое владение музыкальным инструментом, постоянно заниматься практикой. Но в наше время важнейшим аспектом является заметность. Нужно взять за правило записывать свои выступления и репетиции, выкладывать эти записи в социальные сети, чтобы становиться заметнее. Потому что, когда придет время выйти в большой мир публичных выступлений, а про вас никто ничего не знает онлайн, в современном мире, в современной культуре, вас по какой-то причине не будут воспринимать серьезно. И это печально, как мне кажется. Получается, что сейчас нужно быть не только фантастически талантливым музыкантом, но и фантастически талантливым менеджером социальных сетей. Почти две работы получается. В общем, мой совет такой, особенно для начинающих музыкантов: практика и поддержание заметности.
Получается, что для классических музыкантов не существует рынка менеджеров социальных сетей, как у поп-звезд?
Я уверен, что они есть. Но мне кажется, суть социальных сетей — это непосредственная коммуникация между музыкантом и слушателями. Если посмотреть на чей-то аккаунт, который ведет менеджер, то это очень заметно. Он скучный, от него несет корпоративной политикой, когда как если это, например, Леди Гага, то вы знаете, что аккаунт ведет именно она. Что до меня, мне несколько повезло: социальные сети, особенно Instagram, получили широкое распространение уже после того, как я стал известен в своей области, в частности в Великобритании. Я рад, что получилось так, а не наоборот.
Музыкальная сцена и академическая музыка всегда будет привлекать меньшее количество людей. Это по вашему мнению должно так оставаться, или это нужно развивать, чтобы классические музыканты собирали стадионы?
Конечно, я хотел бы собрать большой стадион. Конечно, в идеальном мире каждый бы ценил классическую музыку в той же степени, как и поп-музыку. Я думаю, что в нашей культуре, благодаря наступлению цифровой эпохи произошел колоссальный сдвиг, и молодым людям стало трудно ассоциировать себя с классической музыкой — в первую очередь потому, что в ней нет слов, если это не опера. Молодой человек приходит на фортепианный концерт и не понимает, о чем музыка, какой смысл она в себе несет. Мы привыкли слушать, как Адель поет о потерянной любви. Мне кажется, именно поэтому молодые люди не знают, о чем музыка и, соответственно, не проявляют к ней никакого интереса. Мне кажется, проблема кроется здесь.
Доступно ли музыкальное образование в Великобритании?
В Великобритании есть, например, младшее отделение Королевского колледжа музыки, где занятия проходят по субботам. В течение недели вы посещаете обыкновенную школу, а по субботам хотите в это младшее отделение. Но туда сложно попасть: нужно пройти прослушивание, стандарты очень высокие, стоимость обучения достаточно большая. И детей туда отправляют, чтобы в дальнейшем они поступили в консерваторию и получили высшее музыкальное образование. Поэтому у нас сейчас своего рода кризис классической музыки в Великобритании. Детям, который ходят в обычную школу, перестали в какой бы то ни было форме преподавать музыку. И появилось целое поколение людей, которые никогда не слышали о Бетховене, никогда не слышали о Моцарте. Не просто не слышали их музыку — не знают их имен. И теперь, когда они повзрослели, вероятность того, что они купят билет на исполнение музыки Бетховена, крайне мала, потому что они ничего об этом не знают, они об этом не слышали, их этому не учили. Только богатые люди могут позволить себе выучиться на инструмент и продолжать музыкальную карьеру.
Существует общемировые тенденции цифровой эпохи, когда можно снять фильм на смартфон. Также можно и в домашних условиях писать и сочинять музыку. Справедлива ли такая тенденция для классической музыки?
Каждый раз, когда я захожу на YouTube, меня одолевают рекламные видео вроде «Научитесь играть на фортепиано на YouTube» и тому подобное. Мне становится жаль учителей фортепиано, потому что через несколько лет они могут остаться без работы. Так что использование Интернета в целях учебы — это вполне оправдавшая себя вещь. Но живые выступления — фортепианные, скрипичные, что угодно — крайне сложно заменить чем-то цифровым. Вы понимаете, мы любим живые выступления, живую поп-музыку, живую классическую музыку. Так что, я надеюсь, что моя работа не исчезнет в течении ближайших нескольких лет, и меня не заменит голограмма или что-нибудь еще цифровое на сцене. Но именно в сфере обучения — это очень распространено.
Вы можете дать некий список музыкальных рекомендаций для наших читателей?
Классическая музыка?
Классическую и популярную.
Давайте одну классическую, одну популярную. Пойдет?
Пойдет.
Что до классической, если вы хотите послушать что-нибудь короткое, но прекрасно сотканное, то вам подойдет Мендельсон, Фортепианное трио №1 ре минор, а именно скерцо. Она длиной всего в пару минут, но музыкальная форма просто идеальна, настоящий драгоценный камень музыки, одно из моих любимых произведений. Сам сыграть его я не могу, оно для двух рук, но получаю удовольствие от прослушивания, настоящий шедевр. И Мендельсон написал его, когда он был совсем молод, настоящий гений. Что же до поп-музыки, я очень люблю Эми Уайнхаус, и мне очень жаль, что ее больше нет с нами. Что угодно от Эми Уайнхаус, если честно. Она гений песенного творчества.
GIF: Руслан Максимов/Культура24