Мария Качалкова: «Важно разговаривать на одном языке со зрителем»

Поговорили с хореографом-постановщиком нового проекта Театра кукол «Деликатесы» о спектакле, языке тела, мироздании в танце и трендах современной хореографии.

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

«Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса. Мне важно, как они чувствуют пространство» 

 

1 /

Мы также работаем этюдными формами, когда я предлагаю выполнить какие-то творческие задания: перфомансы, различные импровизационные вещи или что-то сочинить в процессе под какую-то конкретную мою задачу. Из этого я вычленяю то, что мне интересно и собираю это как пазл.

Евгений как режиссер любит спектакли ощущений, впечатлений, эмоций. Сложно ли такие экзистенциальные вещи превращать в танец?

Нет-нет. Всё танцует. Мне кажется, что вообще вся вселенная танцует, даже когда мы находимся в бытовой ситуации. Мы просто не замечаем этого, но на самом деле все мы хореографируем. То, как мы просто берем предмет и меняем его местоположение, наше отношение к тому, что мы делаем — это все про хореографию.


  
Мне кажется, здесь важен момент передачи преемственности и присвоения. Когда мы уже понимаем, например, что это за сцена, что это за история, о чем она — важно, чтобы артист присвоил это, чтобы он в это верил, чтобы он с этим материалом мог играть. И моя задача — пройти этот путь вместе. Помочь артистам определиться в понимании того, что происходит и сформировать эстетику, качество движения и качество присутствия внутри этой истории.

В этом спектакле мы будем говорить не только телом, но и символами: голосом, маской, куклой — все это тонкое тело восприятия.




Новый спектакль «Деликатесы» предлагает «сбросить чешую слов» и прочувствовать рождение первой звезды. Это чем? Какие чувства должна вызвать хореография?

Мне кажется, что это о каком-то мироздании в целом. Мне бы хотелось, чтобы зритель узнал себя. Это моя задача, над которой я работаю.

А рождение первой звезды случается в моменте, когда зритель находит ответы на свои вопросы. Не важно с каким бекграундом, опытом, эмоциональным уровнем придет зритель, важно, чтобы он получил ответы на все свои вопросы. Мне кажется, здесь важна эта прозрачность.
  
Премьера состоится вне привычной сцены — в лофте. Как выбор площадки отразится на спектакле?

Я думаю, что это будет трансформер. Я пока не понимаю, где будут сидеть зрители, но мне кажется, важен будет масштаб пространства, в котором мы будем существовать.
  
Так как это история о нюансах, о деталях, о каких-то тонких материях, то колонны лофта, металлические сооружения, которые мы видим, должны сработать на контрасте.
  
Мария, вы яркий представитель современной российской хореографии. Расскажите о новых трендах и векторах развития танца на сцене.

Думаю, что акценты сейчас расставляются в сторону раскрытия своей индивидуальности, вскрытия себя как природной принадлежности. То есть акцент на естественность, на чувственность, на простоту.


  
Сейчас я считаю, что нужно разговаривать на одном языке со зрителем. И важно здесь всегда находиться в балансе: чтобы и артист был увлечен и вовлечен в то, что он делает, и чтобы зритель вот в этом всем находил для себя место. Зрителю важно оставлять пространство внутри того, что мы делаем. И я стараюсь, чтобы каждый, кто пришел на спектакль, стал не зрителем, а свидетелем того, что происходит.

Фото: Руслан Максимов/Культура24