19 декабря 2019

Я работаю в культуре: художник по свету

Художник по свету — один из самых востребованных специалистов в крае, многие театры месяцами пытаются найти его и пригласить в свою команду. О сложности профессии и магии света мы поговорили с осветителем и художником Красноярского драматического театра имени Пушкина Андреем Козловым.

Спектакль «Мы, герои»/ фото Пушка 

 

Спектакль «Мы, герои»/ фото Пушка 

 

Спектакль «Мы, герои»/ фото Театр имени Пушкина 

 

Спектакль «Мы, герои»/ фото Театр имени Пушкина 

 

Спектакль «Мы, герои»/ фото Театр имени Пушкина 

 

1 /

Еще один прием вместе с Дмитрием Зименко мы назвали «плохой театр». Он используется в спектакле «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», когда в третьем акте резко убирается практически весь динамический свет и появляются шесть статических фонарей. Эта задумка позволила вырвать из контекста действие и сделать на нем акцент.


О процессе


Перед показом каждый спектакль собирается: сначала идет монтировка декораций, а после выходим мы, осветители. Устанавливаем планшет, приборы для дополнительных эффектов, световую бутафорию, если это требуется, и направляем весь статический свет. Сделать это необходимо точно, потому что ширина луча очень важна — во время спектакля актер может просто не попасть в свет, и мизансцена будет испорчена. В театре есть негласное правило — за час до запуска зрителя все должно быть готово, проверено и отстроено.

Мы попросили Андрея по-разному осветить один и тот же предмет, чтобы понять, как свет меняет атмосферу. 

 

Мы попросили Андрея по-разному осветить один и тот же предмет, чтобы понять, как свет меняет атмосферу. 

 

Мы попросили Андрея по-разному осветить один и тот же предмет, чтобы понять, как свет меняет атмосферу. 

 

Мы попросили Андрея по-разному осветить один и тот же предмет, чтобы понять, как свет меняет атмосферу. 

 

Мы попросили Андрея по-разному осветить один и тот же предмет, чтобы понять, как свет меняет атмосферу. 

 

1 /

О технике


В каждом театре своя техника и своя специфика. В нашем, например, провели глобальную реконструкцию и приобрели самое современное оборудование. Это динамический свет, пульт управления светом и диммеры для управления статическими приборами, которые позволяют регулировать их интенсивность. Грубо говоря, выключатель может включить или выключить обычную лампу накаливания, а диммер позволяет лампе медленно разгораться в определенно заданном проценте.



Динамическими приборами можно не только подсветить сцену, но и вырезать светом геометрические фигуры. Есть и приборы с многоцветным вращением, которые позволяют делать нестандартные эффекты. Например, в «Пастухе и пастушке» есть сцена пожара. В этот момент динамический прибор направлен прямо на актеров, что создает ощущение, будто огонь отражается в актерах как в зеркале.

Спектакль «Пастух и пастушка»/ фото Театр имени Пушкина 

 

Спектакль «Пастух и пастушка»/ фото Театр имени Пушкина 

 

1 /

О самом большом страхе


Самый большой страх осветителя — когда все идет не так: начиная от задачи «все резко переделать» и заканчивая внезапным отключением света в городе, когда ты никак не можешь исправить ситуацию.

Фото: Александр Паниотов/ Культура24

Читайте также