Наташа Яковлева: «Стикер-арт — это особый вид общения»
Поговорили с автором проекта «Стикермания» о стикер-арте, бомбинге, популярности и проблемах относительного нового для Красноярска вида уличного искусства.
Как пришла идея проекта, чем вдохновлялась?
Идею «Стикермании» мы придумали вдвоем с подругой. Просто в один из дней она показала мне стикеры, мол посмотри, какая классная вещь, давай тоже попробуем. Ее основная работа была связана с полиграфией и печатным производством, поэтому техническая сторона вопроса практически была решена, оставались идеи.
Началось все с локальной идентичности — мы стали делать стикеры под Красноярск. Так появились надписи «Не путай берега» и следящие глаза на паркоматах платных парковок. Еще одну идею мы подсмотрели у художника, который придумал персонажа и «сажал» его на трубы в городе, заставлял выглядывать из-за угла зданий, вписывая его таким образом в городскую среду. Мы нарисовали своего чувака и тоже находили ему удобные локации, но уже в Красноярске. Это был первый и последний акт плагиата.
Вообще, стикеры — это классная идея для самовыражения и имиджевая история для тех, у кого есть бизнес. Стикер — своего рода визитка, которой пользуются как мастера маникюра, кондитеры, так и художники. Это особый вид общения — если ты видишь интересный стикер у кого-нибудь на телефоне, то с одной стороны — это полезная и изящно оформленная информация, а с другой — проявление симпатии. Еще одно назначение стикера — воспоминание, когда мы привозим с собой стикеры с концертов, выставок или путешествий.
Два года назад прошла презентация первого стикербука в Красноярске? Какая была реакция?
История стикербука сложная. Да, он действительно был первый и, если честно, должен был быть последним. Моя подруга переехала в Москву, и мы решили поставить точку на «Стикермании», но красивую.
В итоге мы собрали целую книгу авторских стикеров и презентовали ее в лофте. Каждый пришедший мог полистать стикербук и взять понравившиеся наклейки.
Как прошла презентация? Сухо. Пришло человек тридцать, не больше. Но тем не менее идея собрать в стикерпаки работы красноярских художников и иллюстраторов была доведена до конца. Казалось все, расходимся. Но пока я делала этот стикербук, мне пришлось многое изучить, со многими познакомиться и еще больше погрузиться в эту культуру...Постепенно стали появляться заказы, потом мы сделали стенд на фестивале Comic Con Siberia, и я решила продолжать проект.
Красноярск готов к стикер-культуре?
Мы стали обращать внимание на стикер-арт, который появляется на улицах, и его действительно становится все больше и больше. Конечно, это не масштаб столиц, Красноярск только набирает обороты. Допустим, в Питере первая фирма по продвижению и созданию стикеров появилась в 2011 году, а мы начали этим заниматься только в 2017. В Красноярске стикер-арт все еще не популярен, но все зависит от нас — если людям будет интересна стикер-культура, мы нагоним темп.
В Европе эта практика очень хорошо развита. Мне нравится, что это искусство, которое само по себе обновляется, и ты всегда чувствуешь некое прикосновение к автору, который буквально несколько минут назад был у этого здания и донес до тебя частичку себя.
Бомбинг — вандализм или искусство?
По аналогии с близким к стикер-арту искусством — граффити, скажу, что со стикерами проще. Понятно, что в этих видах уличного искусства есть тонкая грань, но стикеры, мне кажется, в отличие от граффити вызывают меньше ненависти и непонимания, и ассоциируются с вандализмом в гораздо меньшем масштабе.
Смотря, конечно, как сделан стикер, что на нем изображено, какой посыл сделал автор и как он его приспособил к городской среде. Однозначно не стоит трогать памятники и чужое имущество. Стикер-арт должен украшать и улучшать город, а не портить вид. Старые трубы, обшарпанные стены, всему этому можно придать новую жизнь. Наверно, коммунальщики, не будут этому рады, но с другой стороны, у нас столько страшных объявлений клеят по городу, и эта неопрятность всех устраивает.
Стикер стикеру рознь. Если мы говорим о художественном смысле, то их можно разделить на авторские и фандомные (изображения из массовой культуры). В первом случае — это искусство, это мысль, это идея, которая может украсить городскую среду. А фандом-стикеры... я их не люблю. Это всевозможные наклейки героев сериалов, мультфильмов, просто скаченные из Интернета и которые не несут никакой мысли и посылов.
Стикеры также можно разделить по качеству исполнения. Есть, допустим, на бумажной основе. Вы их видите на кофейных стаканчиках, упаковке, но они абсолютно непригодны для улицы. Именно такие стикеры будут наносить ущерб городской среде — их сложно удалить, они оставляют после себя бумажный клейкий след, размываются от дождя и очень быстро превращаются в мусор. Для городского стикер-арта я рекомендую делать виниловые стикеры с ламинацией или без. Во-первых, они «неубиваемые», а во-вторых, лего удаляются и не оставляют следов.
Расскажи о выставке «На поверхности», в чем её особенность?
Выставка — это эксперимент. Мне написала куратор галереи «Отдел» Надежда, и вместе мы решили сделать что-то необычное, так и родилась идея выставки «На поверхности». Это не только стикеры. Они и не могли бы выйти на первый план, потому что выставка — это все же больше про холсты.
Мы понимали, что картины покупают редко, в Красноярске небольшая аудитория среди коллекционеров и людей, ценящих современное искусство и разбирающееся в локальном арте. Поэтому мы предложили более простой формат. Пригласили красноярских иллюстраторов и художников, и предложили им подготовить работы в двух форматах. Первый — непосредственно картина, а второй — ее миниатюра.
Стикер стал на этой выставке своеобразным способом диалога, разговора с автором и возможностью бесплатно забрать миниатюру и воспоминание о событии с собой. И мы надеемся, что такой формат позволил молодым авторам рассказать о себе, привлечь аудиторию к современному красноярскому искусству и стикер-арту.
Фото: Руслан Максимов/Культура24