25 февраля 2020
Вячеслав Вышегородский: «Мальчик, воспитанный Достоевским, не может написать ничего доброго»
Интерактивный аудиосериал «Внутренние Тени» в феврале отпраздновал свое семилетие. Поговорили с красноярским писателем и автором проекта об особенностях произведения и большом социологическом исследовании.
— С чего начинался проект?
— Я написал книгу «Первый год. Чужая эра» ( — книга вышла этим летом, прочесть можно здесь, прим. ред) и подумал, что многим людям нравится аудиоформат. На тот момент у меня был простенький диктофон, и я принялся начитывать текст. Спустя минут пять я понял, что меня не прет, как-то скучно, и внезапно задумался над интерактивом. Мне всегда нравилось более живое участие потребителя, когда он не просто получает контент, но и может влиять на него, играть с ним. В итоге я поставил запись аудиокниги на паузу и тут же начал практически экспромтом записывать первый эпизод «Внутренних Теней». Это было 12 февраля 2013 года. А уже на следующий день появилась группа ВКонтакте.
— Давай попробуем определить жанр
— Сложно определить точно, я вообще поклонник многих жанров, а именно сериальный формат позволяет мне не ограничиваться одним. Но если задуматься, то это антиутопия в имперско-викторианском стиле, а в качестве жанра я бы остановился на остросюжетном психологическом детективе. Весь проект я называют биохимическим произведением, там есть и боевики, и драма, и безумие как основной лейтмотив. Но в то же время в сериале очень много юмора, который помогает разбавить гнетущую атмосферу. Впрочем, чем ближе к концу, тем юмора все меньше, а ситуации все страшнее. Ведь мальчик, воспитанный Достоевским не может написать ничего доброго.
— Расскажи о мире, в который попали слушатели 7 лет назад
— Это огромный антиутопический мегаполис, последний и единственный ныне существующий город, который называется «Столица». Все, что за ним, именуется «Степью», и все люди извне пытаются попасть в этот город. В первых выпусках есть диалог, который объясняет выбор названия: Почему Столица? А зачем другое название, ведь других городов и нет. Это не привычный город в нашем понимании, который находится на плоскости. Он многоэтажный, как тортик с девятью ярусами внутри. Без ложной скромности скажу, что он детально проработан: мифология, история, архитектура...В «Столице» живет почти 40 млн людей, и вот в этом химическом вареве просыпается главный герой. Просыпается он, конечно же, без памяти. Многие скажут, что это пошлый ход, что я снял с себя бремя ответственности за прошлое персонажа, но это не так. Через это решение мы показываем мир и объясняем его слушателям, которые по сути оказываются в том же положении. Там мы лучше связываем себя с героем и вместе с ним идет на поиски ответов о его прошлом и будущем.
— Изменилась ли изначальная задумка сериала за это время?
— Поговорим о «кухне». Как ты нашел первых актеров для озвучки сериала?
— Это были мои друзья. Благо все они с богатым прошлым: актерское мастерство, ролевые игры и просто социальная активность. Да, возможно, сначала они не могли взять нужный мне характер или интонацию, но как режиссер я смог это править.Изначально было 30 актеров, а потом мне начали писать слушатели с желанием попробоваться на роль. Если посчитать, то всего сериал озвучивали 80 человек точно. Подавляющее большинство актеров — не профессионалы, у многих отличные голоса от рождения: у одного стены дрожат от баса, у другой звучит чистый секс. Но есть и несколько профессиональных актеров и известных имен, например в сериале принял участие Борис Репетур и Николай Дыбовский.
— Какова география слушателей и актеров?
— Сначала это был Красноярск, потом Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток. Актерами выступали потом люди из Амстердама, Казахстана, Украины, республики Беларусь, Германии и США.Надо понимать, что «Внутренние тени» — это очень нишевый проект. Очень много этапов нужно пройти, чтобы начать слушать сериал. Во-первых, аудиоформат. Я лично вообще не люблю аудиокниги, а то качество и атмосферу замечательных советских спектаклей, что мы слушали на пластинках в детстве, повторить практически невозможно. Во-вторых, нужно привыкнуть ко времени сериала, это 200 часов непрерывного прослушивания. Далее нужно смириться с дефектами речи главного рассказчика (— Вячеслав грассирует, прим.ред) и наконец, привыкнуть к необычному вымышленному миру, где разворачиваются все действия. Но самое главное — не все люди готовы участвовать в голосовании. В развитии сюжета из десяти тысяч ( — в официальной группе 9807 участников, прим. ред) слушателей принимают участие лишь триста. На мой взгляд, это связано с тем, что они не готовы брать на себя ответственность.
— Как проходит голосование, и какие выводы ты сделал про свою аудиторию? Можешь ли поделиться каким-то срезом данных?
Выводы? Это главная задача произведения — сделать подобный анализ и понять человека. Во «Внутренних Тенях» вообще главный лейтмотив — понять «что есть я», «что есть личность?». Дать слушателям управлять главным персонажем — это как раз попытка узнать, а как вообще выглядит общество, в котором мы живем. Ведь изначально герой был чистым листом, а то, кем он стал за семь лет — это, по сути, и есть тот срез общества.
Люди любят собирать вещи, они жадные. Нет, конечно, я шучу. На самом деле тут работает принцип геймерской классики — если ты можешь взять или не взять, то лучше взять. А если серьезно, то в целом они склонны к добру, общечеловеческой справедливости и морали: вот этот нам помог, давайте и мы ему поможем, а вот этот поступил как сволочь, давайте его убьем. А еще многие люди очень кровожадные. Но самое забавное, что в произведении часто нужно поставить себя на место героя, что-то пережить и как-то среагировать, но дальше этого шага слушатели не идут. И в итоге получается, что многое люди воспринимают как «нам можно это делать, а другим нельзя». Иными словами мы можем обмануть, к примеру, но нас обманывать ни в коем случае не стоит, это плохо.
— Что еще появилось за время существования проекта?
— Есть игра для смартфона «Фаталист» по миру «Внутренних Теней». Это текстовый квест. По сюжету вы играете за сыщика, который посылает своего детектива расследовать дело. Игра устроена так, что ваш подчиненный раз в день или чаще отчитывается о своих успехах и просит от вас дальнейших указаний. Вообще, он как тамагочи, напоминает о себе, ему там плохо, страшно, он постоянно нуждается в помощи и совете. Игра есть в Google Play.— Назови три любимые книги, которые порекомендовал бы к прочтению
Фото: Руслан Максимов