11 марта 2020

Наталия Хлебцевич: «Самое ценное в керамике — спонтанность её поведения»

Известный в России и за рубежом керамист в Красноярске участвует в X Всероссийском керамическом симпозиуме «АГИТФАРФОР XXI». Пообщались с художником о её творческих поисках и значении керамики сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


Керамика  это больше художественное или утилитарное: кружки, чашки. Что превалирует?

Безусловно, керамику прикладную, которой мы пользуемся каждый день, никто не отменял и никогда не отменит — это удобно, красиво, гигиенично, в конце концов. Единственный недостаток, наверное, то, что она легко бьётся. А так, если это хорошо, качественно обожжённая вещь, ещё к тому же прекрасного дизайна, то этим приятно пользоваться каждый день и подавать гостям.

Но я представляю направление керамики, которое не связано с функцией, хотя, как ни странно, в институте я преподаю, в том числе и дизайн в керамике, потому что меня этому учили, и я это неплохо знаю, слежу за тенденциями. И мы со студентами говорим о функциональной керамике именно как области дизайна. Извечные «красота и польза» — девиз хорошего дизайна. Та керамика, которая не связана с функцией, широкому зрителю, может быть, не так знакома. Когда говоришь, что ты художник-керамист, то первая ассоциация у человека, не связанного с искусством — «Горшки делаешь». С этим, наверное, каждый художник, который работает в керамике, сталкивался. Некоторые обижаются, но я не вижу в этом ничего обидного. Действительно, горшок — это такая изначальная керамическая форма и без неё, наверное, ничего бы не вышло. Более того, это первая абстрактная форма, которая не похожа ни на что. Сосуд — это то, что человек изобрёл сам, аналогов чему в природе не было.

Если говорить о моём искусстве, то я как раз занимаюсь инсталляциями с использованием керамики и других объектов, в основном природного происхождения. Я работаю в направлении, так называемого, био-арта. Как мне кажется, я нашла своё — сочетание этих двух медиа. Иногда это называют science art, хотя то, что я делаю ближе к концептуализму, потому что никаких научных открытий в моих работах нет, не ставлю перед собой такой задачи. 

Что значит био-арт?

Художники био-арта, так или иначе, в своём творчестве используют разнообразные биологические объекты или биологические процессы. Например, при экспонировании произведения зрителю может быть полностью показан процесс роста и даже умирания какого-то растения. Либо это могут быть художники, которые создают новые виды растений и других организмов, трактуя их как произведения искусства – вот это как раз science art, то, что имеет отношение к науке и иногда даже вносит вклад в ее развитие.
  
Очень много примеров, когда художники в качестве материалов для своих произведений используют природные вещества, например жир, живую плесень, продукты питания. Есть такой французский художник Мишель Блази, который мне близок по духу (скульптуры и инсталляции Мишеля Блази представляют собой образования из органических, хрупких, эфемерных, скоропортящихся материалов, часто сделанные из продуктов питания или химических продуктов, — прим. ред.). Это очень интересное направление, хотя для автора оно, конечно очень хлопотное. Обычно, художник пришёл, поставил свою скульптуру на выставку и ушёл, а мне приходится ухаживать за своим произведением искусства, буквально растить его, следить за тем, чтобы срока жизни хватило на процесс выставки. Мне это нравится, потому что я биологию с детства люблю, более того, в какой-то момент я хотела стать именно биологом, тем не менее художественное направление перевесило, но эта страсть всё равно проникла, так или иначе, в моё творчество. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /


А почему перевесила именно керамика? Не рисование или что-то такое. Как именно захватило это направление?
 
Как всегда, это бывает достаточно случайно, из серии «знакомые посоветовали в детстве». Но, когда я первый раз попробовала, то буквально сразу поняла, что это не просто призвание — это страсть, хобби, профессия — всё вместе.

Я сейчас ещё учу студентов и в том числе взрослых учеников. Есть те, кто получает второе образование. Буквально на первых занятиях можно сказать — станет ли этот художник керамистом, потому что процесс или затягивает, или нет. Это достаточно грязная работа с глиной, к тому же тяжёлая физически. Не всегда мелкая роспись, как вот сейчас на симпозиуме. Так что керамика сопряжена с определёнными трудностями, такими отнюдь не женскими, но дело очень сильно цепляет, потому что это стихия, с которой ты начинаешь жить. Для меня самое ценное в керамике — это именно спонтанность её поведения. Я часто использую такие техники, где художник больше является наблюдателем, нежели рисовальщиком.

Обращаясь к теме симпозиума, правда ли, что в мировом пространстве мы известны именно благодаря агитфарфору?

Да, это так. Вообще про русское искусство в основном знают из творчества супрематистов, конструктивистов (Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Николай Суетин и другие — прим. ред.). Именно они начали заниматься фарфором в начале прошлого века, сразу после революции. Придя на завод, у них была идея, что такой фарфор можно будет внедрить в массы, это будет новый стиль, не традиционные цветы и пейзажи. Однако, идея на самом деле оказалась утопической, потому что на сегодняшний день, как бы смешно и парадоксально не было: то, что они считали продуктом для массового потребителя, для рабочего класса, стало самым дорогим предметом для коллекционирования в фарфоре.

Беспредметное искусство это тоже моя большая страсть, потому что я занималась исследованием творчества супрематистов, в том числе и в фарфоре. Безусловно, когда ты что-то изучаешь, ты не можешь этим не заразиться. И в какой-то момент я начала свои опыты с геометрической абстракцией и с абстракцией вообще, увлеклась этим. Так что, помимо вот такой биологической направленности моего искусства я так же расписываю фарфор, у меня есть и своя авторская техника, основанная на спонтанности поведения краски. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Выставка «АГИТФАРФОР XXI»
Музей художника Бориса Ряузова
с 13 марта
  

Фото: Руслан Максимов/Культура24, личный архив художницы

Читайте также