08 июля 2020
Анка Дамиан: «Единственный урок, который нужно извлечь — это урок любви»
На Большом фестивале мультфильмов одна из самых ожидаемых картин — «Удивительная история Мароны» Анки Дамиан. Культура24 провела блиц-опрос лауреата многочисленных фестивальных премий румынского режиссёра, сценариста и продюсера о новом мультфильме, об анимации вне возраста и свободе.
«Удивительная история Мароны» не первая ваша работа, которую видят зрители фестиваля. Все многие знают вас по картине «Крулик: дорога в загробную жизнь». Это две разные работы: по технике, по темам, и для разного возраста. Сложнее ли работать с анимацией, которая создаётся по реальным трагическим событиям, чем с мультфильмами для семейного просмотра?
Я думаю, что «Крулик», так или иначе, связан с фантастической историей Мароны на глубинном уровне. Оба главных героя рассказывают свою жизнь из загробного мира. Конечно, один касается несправедливости, кафкианская история совершенно, другой — сказка, но обе истории ищут истинный смысл жизни. Оба мультфильма были вдохновлены реальными событиями, и оба содержат мои собственные размышления и убеждения о жизни, смерти и любви. Конечно, история Мароны мне ближе по духу, потому что мне проще отождествлять себя с игривыми персонажами фильма: весёлые или грустные, мечтательные или меланхоличные — они самые обыкновенные люди.
Я думаю, что «Крулик», так или иначе, связан с фантастической историей Мароны на глубинном уровне. Оба главных героя рассказывают свою жизнь из загробного мира. Конечно, один касается несправедливости, кафкианская история совершенно, другой — сказка, но обе истории ищут истинный смысл жизни. Оба мультфильма были вдохновлены реальными событиями, и оба содержат мои собственные размышления и убеждения о жизни, смерти и любви. Конечно, история Мароны мне ближе по духу, потому что мне проще отождествлять себя с игривыми персонажами фильма: весёлые или грустные, мечтательные или меланхоличные — они самые обыкновенные люди.
Как вы понимаете, в какой технике будете делать ту или иную анимацию? Это диктуется темой? Было ли такое, что в процессе работы над сценарием, вы меняли своё представление о том, как делать мультфильм? Или на какой стадии принимается решение?
Всегда история диктует мне концепцию, которая ведет меня к технике. Это исследование. Чтобы принять окончательное решение, мне нужно записать как можно больше идей, чтобы понять, какая из них работает лучше всего.
«Удивительная история Мароны» — фильм о счастье, которое ищет маленькая собака, существо зависимое. Есть на свете существа независимые и счастливые?
Марона зависит от любви, которую она даёт. Она является отражением того, как мы должны идти по жизни. Единственный урок, который нужно извлечь — это урок любви, которая приносит нам счастье, несмотря ни на что. Счастье не в том, чтобы быть зависимым, а в том, чтобы жить настоящим моментом и дарить любовь.
Мультфильмы давно ушли из категории «для детей» и стали вне возраста. Для киноиндустрии того же Голливуда это важно в плане коммерции — интересно должно быть всем. А для авторской анимации?
Я не верю в возрастные группы, я думаю, что любые фильмы обращаются к типам чувствительности. Я думаю, что «Марона» — мультфильм для всех возрастов, который каждый «прочитает» по-своему. Я видела, что многие взрослые зрители действительно были тронуты и понимали, и цитировали этот фильм как философскую историю. Когда показывали «Крулика», я видела очень много молодых ребят в зале. И они поняли эту историю, несмотря на то, что фильм не для их возраста.
Какие главные темы сейчас в авторской анимации?
Анимация — это техника, но она соединяет изобразительное искусство с кинематографом и даёт свободу показывать смысл реальности, а не только внешний вид. Но иногда это просто анимация, а иногда и искусство.
Кто важнее — зритель или режиссёр?
Для режиссера важна аудитория, для аудитории — режиссёр.
Регистрация на фестиваль
Стратегический партнёр фестиваля — Благотворительный Фонд Михаила Прохорова.
Стратегический партнёр фестиваля — Благотворительный Фонд Михаила Прохорова.