15 июля 2020
Практика на пленэре: как и где пишут будущие художники
В этом году из-за самоизоляции летние пленэры у студентов Красноярского художественного училища искусств имени Василия Сурикова стали домашними. Мы пообщались с ребятами и узнали, нужна ли художникам такая практика, чему можно научиться и какие места вдохновляли их в работе.
Дарья Рукосуева, 1 курс, посёлок Ангарский, Богучанский район
Пленэры очень важны для художника: мы изучаем окружающую среду с помощью этюдов, набросков, зарисовок, собираем материал, который может пригодиться в композициях на различные темы.
Я работала в Ангарском — это мой родной посёлок, в котором живу с 7 лет. Здесь я пошла сначала на кружок рисования, а затем и в школу искусств на художественное отделение. Окрестности тут очень красивые, а за последний год они стали нравиться мне ещё больше. Также часто вспоминаю свою преподавательницу, которая всегда мотивировала меня и давала правильные советы. Во время учёбы в художке мы рисовали наш посёлок, выезжали в деревню Иркинеево и зарисовывали всё, что успевали. Также я самостоятельно выходила на пленэры у своей бабушки в посёлке Такучет, в том же районе.
Я не смогла написать все красивые места, которые окружают меня. Но для начала я изобразила нашу реку Ангару, собак, различные дома местных жителей, старую деревню.
Работа шла не быстро, так как по разным причинам я не могла выходить на природу. Дело в том, что в нашей местности невероятно много мошки, от которой ничего не помогает, порой невозможно находиться на улице, а также это трудно из-за жары, бывает температура доходит до 50°. Но я считаю, что если захотеть, можно приспособиться к любым условиям.
Татьяна Зорина, 2 курс, Новосибирск
Во время пленэра я не ходила в какое-то конкретное место, а гуляла по всему Новосибирску, узнавала его с новой стороны. До училища, была на пленэрах с художественной школой, но это было совсем другое. Тогда мы все вместе ездили туда, куда скажет преподаватель, сейчас же тебе самому приходится ходить и искать интересные места и мотивы.
В обычной жизни ты мало где бываешь в городе — в основном ходишь по одним и тем же местам, но за эту летнюю практику я открыла для себя много нового, увидела Новосибирск таким, каким никогда не видела, и для меня он стал ещё более родным. Пленэр для художника очень важен, я всегда с нетерпением жду это время. Такая практика помогает ближе познакомиться с городом, с местом, в котором ты пишешь, лучше понять природу, уловить её мельчайшие колебания настроения. Каждый сделанный этюд очень ценен: он отображает настроение природы под призмой настроения самого художника.
Всегда вначале сложно: что-то может не получаться, но если ты делаешь это регулярно, то с каждым разом становится все лучше и лучше. Каждый день после пленэра я приходила домой и выкладывала все свои этюды. Вначале мне ничего не нравилось: цвет не тот, техника не та, но с каждым новым днем я вставала и шла на пленэр с мыслью, что сегодня всё получится и делала новые этюды. Спустя некоторое время был виден результат.
Пленэр в этом году очень значим для меня не только в плане живописи, но и в плане жизни: он многому научил, много показал и много рассказал мне.
Александра Епимахова, 2 курс, Красноярск
Пленэры очень важны для художника: постоянно рисуя на улице, он учится быстрее, открывает для себя новые средства выразительности, цвета, гораздо больше думает — потому что природа очень быстро меняется, нужно запоминать состояние, которое было изначально. Рисуя в мастерской такого опыта не получить
Этим летом в связи с карантином я писала в основном рядом с домом, чтобы не ездить на автобусах. Мне повезло, так как я живу на окраине города в Черёмушках — буквально за домом есть дачные посёлки, озера, также есть очень красивые виды на горы.
Воспоминаний и интересных историй достаточно много, но очень часто и забавно было наблюдать реакцию окружающих людей в Черёмушках, которые видят, как какая то девочка что- то рисует — они очень удивлялись и не понимали зачем я это делаю — им эти виды не казались красивыми.
Есть яркое воспоминание, как мы с одногруппниками забрались на гору в Черёмушках, где встретили стадо коров и лошадей и успели их запечатлеть. Однажды собрались и поехали на несколько дней на дачу к однокурснику, где писали этюды. Это было очень весело, мы чувствовали себя настоящими художниками, а не студентами, что у нас уже есть своя творческая дача.
Работа шла не всегда легко, так как приходилось писать под палящим солнцем, либо наоборот под дождём, на холоде, не всегда всё получалось, иногда было желание бросить и пойти домой. На самом деле до учёбы, на природе никогда не писала, можно сказать с этим меня познакомили в училище, и вдохновили писать на пленэре учителя и одногруппники.
Таисия Крикунова, 2 курс, село Богучаны
Пленэры для художника очень значимы. Именно с помощью работы на природе художник учится передавать воздушную перспективу, правильно подбирать цветовую гамму, и передавать тоновые отношения. На пленэре можно уединиться и полностью погрузиться в работу.
Я работала в Богучанах. У нас очень живописно, есть и поля и леса, само село стоит на Ангаре. Родилась и выросла здесь, поэтому очень люблю это место. Люди здесь добрые, село небольшое, и почти все друг друга знают. Богучаны ещё не успели расстроиться и приобрести вид города, но мне это очень нравится, потому что деревянные домики и уютные улицы согревают душу.
Когда я училась Богучанской художественной школе, мы выходили на природу, нам очень нравилось. Сама я тоже выходила на пленэр, но это занятие было не таким серьёзным как сейчас. Работа в родном месте идет легко и свободно, кажется, что ты уже всё знаешь, но все-таки открываешь что-то новое.