28 сентября 2021

Виталий Ислентьев: «Пока стружку с рубанка не выпущу, я его на полочку не ставлю»

Виталий Ислентьев прославился на весь мир своей коллекцией рубанков. Его музей — настоящая достопримечательность Енисейска, куда всегда спешат попасть туристы. В его коллекции нет одинаковых экземпляров, а количество уже перевалило за полторы тысячи. Узнали как рубанки попадают в его коллекцию и почему люди плачут, выходя из уникального музея. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Рубанок  инструмент старинный. Насколько сегодня они применимы в жизни?

Конечно, сейчас это уже ушло и в основном всё электрическое. Я сам, конечно, умел пользоваться инструментом, дом построил, но, когда стал собирать рубанки, решил о них больше информации поискать. Вышел в интернете на мастеровой форум, где специалисты со всего мира, там есть конкретный подраздел «рубанки». Так вот на меня такая масса информации вывалилась, оказалось, что я о рубанках ничего и не знаю. Там ребята высочайшего класса специалисты, фанаты своего дела, даже приезжали ко мне в гости. Ты только фотографию закидываешь на этот форум, они сразу налетают и всё тебе расскажут про этот рубанок.

У меня есть очень редкие экземпляры, например из чёрного железного дерева — африканский рубанок с годом изготовления. По всей коллекции более 150 раритетных с клеймёнными железками различных государств, стран, фирм, артелей со всего мира. Но лучше льва на стреле нет. Это в 1850 году в городе Монбельяри во Франции братья Пежо объявили конкурс на лучшее изображение знака качества выпускаемой продукции. Вот это и победило как раз изображение льва на стреле, они его стали присуждать тому, что выпускали — железки от рубанка, стамески разные. Когда автомобиль выпустили — на капот его посадили, только немного в изменённом виде. Это пожизненная гарантия металла и лучшего, чем со львом на стреле, в столярном деле не существует. Все специалисты считают за счастье иметь железку с таким клеймом. Когда я выложил фото на форум, мне один человек написал: «хоть слюнявчик дочери надевай». Специалисты понимают и знают цену этим экземплярам.

До Петра I рубанков в России не было, их поставляли из Европы — Англия Франция, Германия, Голландия. Ещё один уникальный экземпляр у меня с клеймом Шитова. Когда Пётр привёз рубанки из Голландии, наши их сразу стали копировать и Шитов открыл артель по их изготовлению. И, вот, когда я выставил свой экземпляр на форум этот, мне пишут: «Я, Лёша Шитов — потомок прямой из-под Кирова, там деревня целая Шитово, где все столяры, краснодеревщики, потомок этого Шитова, прямой». Вот до сих пор с ним общаюсь.

За всё время не было ни одного конфликта, В 99,9% случаев я приобретал. Жаль только, что не наметил отцовские, которые нашёл. Не думал, что это всё выльется в такую коллекцию. Когда только начал собирать, обратил внимание, что они исчезают, их уничтожают. Одна бабуля на соседней улице рубанками печку топила, например.

У меня сейчас всё налажено, но я стараюсь всегда что-то придумать, даже гиды приезжают по несколько раз и удивляются, что постоянно что-то обновляю. Не могу по течению просто плыть.

Как люди реагируют на вашу коллекцию и на ваш музей?

Одна моя знакомая гид говорит: «Виталий Алексеевич, я ни в одном музее за всю жизнь не встречала таких отзывов, как о Музее рубанка». Я сам иногда вечером подхожу, открываю книгу отзывов и одному неудобно читать — там такие дифирамбы, в превосходной степени, стихи пишут. Здесь очень душевное место, что-то с людьми тут происходит. Бывает, плачут. Всегда вспоминаю случай: была группа девушек, молодых, дизайнеры из Красноярска. Приехали, я им экскурсию привёл, всё хорошо. Потом они приезжают второй раз ко мне и рассказывают: «Мы в первый раз ехали в Красноярск и всю дорогу плакали». Наверное, из-за того, что здесь огромная энергетика. Все предметы имеют свойство сохранять энергетику хозяина, а она положительная, созидательная была и я считаю, что в то время была намного сильнее чем сейчас. И это на нас влияет. Женщины подходят, трогают рубанки. Одна говорит: «Я вижу все руки, которые держали эти рубанки». Вот так и сделал вывод, что все рубанки, изготовленные старинными мастерами несут в себе вот эту энергетику, душу, цвет и запах той поры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Фото: Александр Ганевич/Культура24

Читайте также