07 ноября 2023

Косинчик, баушка и загробные песни: что мы узнали про этнографическую экспедицию в Бирилюсский район

Красноярский край богат людьми, каждый из которых несёт свой культурный код. Этим летом фольклорная организация «Живая стАрина» отправились в Бирилюсский район в этнографическую экспедицию. Её итоги презентовали в Музее-усадьбе Василия Сурикова. Там побывали и мы. Сейчас вас познакомим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

В непростую, но познавательную поездку отправились: Екатерина Горева, Дмитрий Добровольский, Евгений Смолин, Евгения Самусева, Екатерина Павлова, Наталья Поликарпова, Мария Дубинина. 

В Бирилюсском районе группа пытливых фольклористов исследовала деревни, которые относились к Орловскому сельсовету — Орловка, Ивановка, Петровка, а также село Маталасы в Маталасском сельсовете. Подобные сельсоветы формировались в советское время.

В деревне Ивановка произошло знакомство с фольклорно-этнографическим ансамблем «Лявониха». Участницы не только имеют обширный песенный репертуар, но и большое количество рушников. Выяснилось, что с этим предметом быта в деревне всегда ходили на Троицу и украшали им кресты, а в домах иконы. Например, рушником повязывали, как платком, чтобы лик был открыт. Икону ставили на косинчик — это угловой настенный открытый шкафчик, обычно треугольный в основании. Края рушника расправляли и они должны были свисать, рисунок при этом хорошо виден.



Участники фольклорных ансамблей рассказывают, что кроме репертуара, исполняемого на концертах, важны и те песни, которые поются по дороге на этот самый концерт. Загробные песни — идеально подходят для того, чтобы петь их душевно, нонстопом. А ещё они обладают забавными сюжетами.

В 18 лет, когда мы их записывали, а бабушки плакали — мы смеялись. После 30, когда мы начинаем слушать эти песни, ну слушайте, не смешно. Я так понимаю, что мы движемся в ту сторону, когда тоже будем их петь и потихоньку плакать, — рассказывает Екатерина Горева, руководитель КРОО «Живая стАрина» .


Село Орловка у многих фольклористов считается легендарным, благодаря ансамблю, который тут пел. В его репертуаре было больше 200 песен, в том числе различных обрядовых. Сегодня осталась в живых только одна участница — Евдокия Емельяновна Ковалёва. Она же рассказала и показала необычное украшение для дома — фонарик из соломы. В этом районе техника их изготовления хорошо известна и уникальна. Такими фонариками украшались дома на праздники, к ним подвязывали бантики.

Здесь же гости узнали про приготовление молочного киселя. Оказалось, что мало кто его не то, чтобы делал, но и пробовал. Натирается картошка, вымывается крахмал и замешивается на молоке. Подаётся такой напиток тоже на различные обрядовые праздники. Необычна и сервировка стола. Каждому раздаётся только стакан и ложка, блюда же ставятся в больших чашках. Обязательно стол покрывается скатертью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Много в этом селе прях. Бирилюсский — редкий район, где проводится конкурс прях, причём количество участниц бывает более 10. Все они разного возраста и прядут одна тоньше другой. 

По пути следования фольклористы заглянули в несколько пустующих деревень, где до сих пор можно найти некоторые предметы быта. Например, ступу с пестом.

Названия деревень, оканчивающиеся на «ка» — это признак того, что тут живут белорусские переселенцы, а на «о» — это те, кто жил здесь ещё до XX века. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Насыщенной оказалась поездка и в село Маталасы. Здесь проживают старообрядцы, люди не церковные. Называют себя белорусами, хотя многие их обряды больше схожи с тем, что проводят в центральной и северной России. 

Там подробнее разобрали тему кухни. Так, кутью традиционно подавали только на Рождество. На сватовство и поминки  потапцы. Названы по имени старосты. Это сладкая вода, в которую погружены кусочки хлеба. По сути, это те формы причастия, которые были приняты в старообрядческой среде. Каждый берёт по одному кусочку и блюдо убирается со стола. А дальше все должны вставать и молиться. 

На наш удивлённый вопрос: «как же вы молетесь, вы же не крещёные», жители отвечали: «ну как нет, у нас есть баушки, они погружённые». Баушки в давние времена принимали роды, окунали младенца, нарекали его и надевали крест. Так он считался крещёным. 


А вот какие особенности свадебной традиции там существовали. После выкупа все гости остаются в доме невесты и празднуют. Молодые спят раздельно. Утром все переезжаю к жениху, молодую облачают в бабий наряд и тогда только она остаётся у жениха. Между переездами заходили или в церковь, или ЗАГС. 

Существовал также на свадьбе такой персонаж «курица». Из дома невесты забирают и живую курицу. Её садили в лукошко, красиво украшали бантиками, ленточками и с ней отправлялись к жениху праздновать. Первую половину курица нарядная, с ней пляшут, её возят, потом невесту уводят женщины. В это время сват курицу убивает, ощипывает, варит. А уже после того, как молодая переоделась, она за столом эту варёную курицу всем раздаёт. Курица символизирует невинность невесты. Происходит инициация.

Также жениха с невестой укладывали на колючие доски с сучьями, покрывали простынёй и поворачивали. И нужно молодым отвечать, что им хорошо лежится. Это своего рода первая тренировка, претерпевая такие неудобства можно в дальнейшем в совместной жизни всё пережить. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Приятным завершением вечера стали традиционные угощения от жительниц деревни Ивановка. Каждый смог угоститься настоящей белорусской кухней. 


Фото: Руслан Максимов/Культура24

Читайте также