06 мая 2024

Виктор Астафьев: «Если мир расколется, трещина пройдет, прежде всего, по судьбам детей»

100-летний юбилей сибирского писателя отмечается по всей стране в течение всего 2024 года. В день рождения Виктора Петровича, 1 мая, в Овсянке открылся Национальный центр — большой мультимедийный комплекс, собравший в себя жизнь и творчество мастера и его эпохи.

 

 

 

 

1 /

Татьяна Зыкова: «Желтые наличники не сильно характерны для Сибири. Виктор Петрович писал, что бабушке по случаю достался бидон желтой краски, и она покрасила все: и окна, и наличники, и пол, и топоры».  

«Последний поклон» — главное произведение Виктора Петровича Астафьева. Повесть создавалась писателем в течение 34 лет и окончательно сложилась в трех книгах, состоящих из 32 рассказов.





Газета



1 сентября 1935 года Виктор Петрович поступает на учёбу в 9 школу I ступени, а затем в 7, а потом переведен в 12 школу II ступени г. Игарки. Витя Астафьев учится в 5 «б» классе, тогда же впервые публикуется в газете «Большевик Заполярья». В небольшой заметке о творчестве игарской молодежи печатают четыре строки из его стихотворения о северном крае.




«Недоросль» 


В Игарке же Астафьев посещает театральный кружок. В спектакле «Недоросль» играл Скотинина, в котором «для чистоты образа» писателю подушку привязывали «на пузо». Играл успешно и как позже вспоминал Виктор Петрович: «Приятели до конца учебы звали меня «скотиной», а я — довольный — откликался».





Пластинка



Татьяна Зыкова: «В детдоме был старенький патефон, но скоро почти все пластинки превратились в лом, остались те, которые редко играли. Очень он любил этот повреждённый патефон. Часто его заводил, и, когда пластинок совсем почти не осталось, начал заводить «неинтересные», в том числе и ту, на которой было написано – «Ясным ли днём или ночью угрюмою» – романс в исполнении Александра Пирогова. Здесь у нас представлена эта страшно редкая пластинка 30-х годов, которую он слушал и о которой вспоминал».

 

 

 

 

1 /

Виктор Петрович любил музыку и знал её — классическую и народную. Называл среди своих любимых композиторов Мусоргского, Свиридова, Баха и Верди. В 1966 году вышла в свет повесть «Кража», над которой Виктор Астафьев работал четыре года. Удивительное произведение, которое раскрывает душу детей, оказавшихся в детском доме. В ней он описывает свое прикосновение к музыке после овсянковского детства. Позже в 1967 году выходит его рассказ «Ясным ли днём», впервые опубликованный в журнале «Новый мир» в усечённом виде. В котором вспоминает ту самую песню.




Школьная жизнь


Влияние на Астафьева, на писателя и на читателя, произвел пришедший тогда в игарскую школу учитель из Москвы Игнатий Рожественский. Не такой, как остальные учителя, Игнатий Дмитриевич не ругался, не требовал и самое главное, стихи великих поэтов читал по памяти, а свои собственные — по бумажке. Три года Рождественский преподавал русский язык и литературу в классе Виктора Петровича Астафьева.

Татьяна Зыкова: «С одной стороны, Астафьев так любил читать и с детства жил, как он говорил, двойной жизнью – земной и книжной. В земной – голодуха, бараки. А в книжной жизни – дворцы, мушкетёры, бесстрашные рыцари и, благородные дамы, среди которых Виктор Петрович забывал, что отец очередной раз в тюрьме, а мачехе он не нужен, она его фактически выгнала. И выжил он потому что вместе с другом Тишкой Ломовым жарили овес в ветхой сараюшке, построенной когда-то переселенцами полуразрушенной парикмахерской и читали книжки. А тот ему приносил из детского дома еще и корку хлеба, жиденько намазанную томатной пастой».

 



Рукопись «Трещины»




В Центре на «игарской стороне» экспозиции представлена подлинная рукопись «Трещины» — драматического спектакля по повести «Кража» Виктора Астафьева. Виктор Петрович очень хотел, чтобы по сценарию был поставлен фильм или спектакль. Первый, кто представил постановку, была внучка Полина вместе с юными актерами Музейного театра-студии «Сибирячок». «Кража» переписывалась Полиной Астафьевой семь раз. Всего на подготовку выпуска спектакля ушло 11 лет. Пред премьерный показ состоялся в 2018 году.






Железная дорога и близкая война





В Игарке Астафьев идет работать коневодом, чтобы заработать деньги на билет на магистраль — восточносибирский путь или на «большую землю», как говорят сейчас. И в 17 лет с первым пароходом, на заработанные деньги, он отчаливает в Красноярск. В 1941 году получает специальность «составитель поезда».

Татьяна Зыкова: «И его назначили в состав похоронной команды. Этим событием он был просто раздавлен. Уже после того, как они за Березовкой захоронили этих ленинградцев, он пошел в военкомат записаться добровольцем на фронт».





«Пастух и пастушка»




Татьяна Зыкова: «Пастух и пастушка» Виктор Петрович назвал современной пасторалью. В её основе – любовь, наполненная светлыми чувствами. Автор много раз переписывал произведение, редактировал судьбы персонажей, дополняя их новыми событиями. Любовь и война тесно переплетаются в сюжете, чувства побеждают жизненные сложности, гибель героев.  Он описал старика и старуху, которые были убиты за амбаром в огороде и умерли, держась за руки. Никто не смог разжать их руки».

Настоящая музейная драгоценность — рукопись «Пастуха и пастушки», которую Астафьев написал за три дня, не выходя из-за стола. 20-23 ноября 1967 года, деревня Быковка. 124 страницы. В той же части экспозиции можно найти три издания «Пастуха и пастушки»: первое издание в «Нашем современнике» 1971 года, Пермское издание 1973 года и последнее издание книги 1989 года. Вышедшее в издательстве «Советская Россия» Сам писатель рассказывал, как в 1954 году он отправился на поезде в командировку по заданию редакции и проспал свою станцию. Ему пришлось выйти на разъезде и ждать следующего поезда до вечера. С собой у него оказалась только пачка сигарет и роман Прево «Манон Леско». Эта история потрясла молодого писателя. И он описал любовь, которой никакие невзгоды, даже смерть, не помеха. Это произведение он называл «своим любимым детищем» и продолжал работать над ним с 1967 по 1989 год.





Фото: Андрей Болотов/ Культура24.


Читайте также