18 июня 2019
Питерский режиссёр ставит в театре кукол спектакль по рок-балладе Башлачёва
Александр Башлачев — рок-звезда советского андеграунда, а для тех, кто помнит 80-е — просто СашБаш. Его «Егоркина былина» — одно из самых длинных произведений в истории русской рок-музыки.
Композиция продолжительностью почти 20 минут была написана в сентябре 1985-го и вошла в официально изданные альбомы Башлачева «Лихо» и «На Таганке». Хоть и родился музыкант в Череповце, но его имя ассоциируется с Ленинградом, где он быстро стал популярен как рок-музыкант и вошел в знаменитый Ленинградский рок-клуб.
Поэтому даже символично, что придать «Егоркиной былине» театральную форму решил именно питерец — Руслан Кудашов, главный режиссер Большого театра кукол (Санкт-Петербург). Красноярскому зрителю Кудашов знаком по спектаклю для взрослых «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи», который с успехом идет в театре кукол уже не один год, а в марте этого года он руководил творческой лабораторией «Кукла. Образ. Театр», посвященной детской литературе. Художник-постановщик спектакля «Егоркина былина» — Марина Завьялова — тоже из Санкт-Петербурга.
«Егоркина былина» по стихотворению Александра Башлачева в постановке Кудашова напоминает «воздушное мытарство» — описание путешествия души в загробный мир, где она испытывается искушениями перед тем, как предстать перед Высшим Судом. Однако эта история — не об отдельном человеке. Руслан Кудашов выходит на более масштабный уровень обобщения и признается, что душа главного героя Егора — это душа народа:
«В целом, спектакль, исполняющийся хором мистиков, хором радио и телевидения и хором собутыльников, представляется как некий заговор-заклинание от искушения поддаться иллюзии собственного величия, забыв о живых ранах и великом страдании, которое из века в век претерпевает народ, оставаясь, тем не менее, живым».
Душа Егора как былинного героя в начале странствия ни жива, ни мертва. Зависшая в преисподней, принявшей образ бойкой ярмарки, она соблазняется дарами Цыганки, символизирующей обман мира. Поддавшегося искушению Егора парадоксальным образом спасает Снежна Бабушка — образ смерти, сподвигнувшей Егора раздуть пламя, сжигающее приятные, но обманные дары Цыганки, и очнуться, вернуться к самому себе.
Эскиз спектакля «Егоркина былина»
Фото на обложке: persons-info.com