09 ноября 2016
Лайфхак: как покупать книги
В рамках Х Красноярской ярмарки книжной культуры литературный критик Галина Юзефович поделилась с читателями алгоритмом выбора хорошей книги. Как ориентироваться в книжных новинках и сделать процесс покупки книг проще – в лайфхаке Культуры24.
Информация о книге
Каждая книга несет за собой историю и содержит навигационные инструменты для читателя. Необходимо и важно запоминать выходные данные книги: автор, переводчик, редактор, издательство, тираж. «Название издательства – надежный проводник в книжном мире». Издательства реализуют определенную политику выбора литературы для печати, так что очередная книга может понравится читателю. Идеально, когда вкусы читателя и издательства совпадают.
«Большая часть качественной современной литературы на русском языке выходит под редакцией Елены Шубиной (АСТ). Переводная литература – в издательствах Корпус (АСТ) и Азбука».
«Дружить с переводчиками». Переводчики руководствуются своими личными предпочтениями при выборе литературы для перевода, так что «личный маркер» переводчика является эффективным инструментом отбора.
«Леонид Мотылев, Анастасия Завозова».
Тираж
«2-7 тыс. – норма для мейнстрима, более 7 тыс. – рассчитано на массового читателя».
Аннотация – ничто
«Аннотация к каждой книге – это рекламный текст, который должен продавать и не несет никакой полезной информации».
Литературные премии
Главная цель литературных премий - обратить внимание читателей, что «книга существует». Поэтому необходимо рассматривать не только книги-победители, но и попавшие в шорт-лист.
«Шорт-лист премии «Большая книга» представляет собой подборку лучшей российской литературы за последний год (bigbook.ru). Можно ознакомиться с книгами шорт-листа американского Букера, которые последовательно выходят на русском языке».
Современные технологии
Bookmate - сервис, позволяющий читать много и недорого. Новинки выходят раз в 2-3 недели. На bookmate также можно найти «полки» сайтов Meduza и Горький. Можно найти площадки, на которых размещены рекомендации по новинкам.
«Сейчас появилось очень много «народных критиков», которые могут поделиться умным и компетентным советом. Стоит также обратить внимание на блоги и сайты о книгах (gorky.media)».
Книжный шопинг
Нужно заранее знать, что вам нужно прежде, чем идти в магазин. Это позволит избежать разочарования от бесполезной покупки.P.S.
• Каждый сам себе литературный критик.• Книжное пространство человек подстраивает непосредственно под себя, как свой рабочий стол.
• Уже не существует разделения на «высокую» и «бульварную» литературу. Главное – само чтение.
• Начинать читать надо с того, что нравится и что доставляет удовольствие. Если себя заставлять – то ни к чему хорошему это не приведет.
Галина Юзефович — литературный критик, преподаватель, книжный обозреватель Meduza.io и один из главных читательских «навигаторов» по современной литературе.