12 сентября 2018

Театральный художник Ксения Перетрухина: «Я ставлю стулья, чтобы рассказать трагедию человека»

Образовательная программа фестиваля-школы современного искусства «Территория. Красноярск» посвящена театру. Режиссеры, актеры, арт-менеджеры, критики и другие специалисты в этой области искусства рассказывают о трендах и делятся лайфхаками. «Культура24» побывала на лекции театрального художника Ксении Перетрухиной и составила краткий конспект о людях и вещах на сцене.

«Музей инопланетного вторжения», фотограф Дмитрий Штифонов 

 

«Музей инопланетного вторжения», фотограф Дмитрий Штифонов 

 

«Музей инопланетного вторжения», фотограф Дмитрий Штифонов 

 

«Музей инопланетного вторжения», фотограф Дмитрий Штифонов 

 

«Музей инопланетного вторжения», фотограф Дмитрий Штифонов 

 

«Музей инопланетного вторжения», фотограф Дмитрий Штифонов 

 

1 /

Мозг человека воспринимает только пять процентов информации из внешнего мира. Все остальное он достраивает по стереотипу. Вы же не удивляетесь каждый раз окнам, когда входите в комнату, а для театра плохо, если пространство ничем не удивляет. Когда вам мозг говорит: «Все нормально – окна и двери на своих местах», — вы просто по пространству скользите взглядом. Точно так же вы не переживаете, смотря на сцену, потому что видели все это сто раз. Я убеждена, что нужны раздражители, чтобы будить мозг. Если ожидания зрителя целиком оправданы — считайте, что ничего не произошло.

«Cantos» в Пермском театре оперы и балета 

 

«Cantos» в Пермском театре оперы и балета 

 

«Cantos» в Пермском театре оперы и балета 

 

1 /

Театр, с которым я нахожусь в полемике, никогда не обращал внимания на человека. Сейчас очень важно понять, что самое важное расстояние — это расстояние вытянутой руки. Мы не верим тому, что произносят с трибуны, даже если внимательно слушаем. А вот один на один мы можем пообщаться — это все еще существенное для нас событие. Цель искусства и культуры в целом — это коммуникация.

Я очень люблю вещи. Через вещи мы понимаем человека. Нет вещей самих по себе. Когда я училась во ВГИКе мы обсуждали: научно-популярное кино — это искусство или нет? Пришли к выводу, что нет. Такое кино становится искусством только если мы за микробами видим человека, а если не видим — это просто информация про микробов. Нам на них наплевать, нам важно про людей. Я ставлю стулья, чтобы рассказать трагедию человека.

Фотография Анисия Кузьмина


Ксения Перетрухина пришла в театр как состоявшийся современный художник, представитель российского видеоарта, специального сценографического образования у нее нет. Она окончила киноведческий факультет ВГИКа, Школу современного искусства при РГГУ, Школу современного искусства при Фонде Дж. Сороса. Как художник участвует в российских и зарубежных выставочных проектах. Как сценограф и видеохудожник сотрудничала с Театром.doc, Центром драматургии и режиссуры, театром «Практика», Прокопьевским театром драмы, таллиннским театром «RAAAM», «Лабораторией современной оперы» и другими.

Фестиваль-школа современного искусства «Территория» проходит при поддержке компании «Полюс». Штаб-квартира фестиваля – Театр юного зрителя.

Читайте также