Художник Марк Сапсаев: «Я готов играть по чужим правилам, чтобы заявить о себе»
Марк Сапсаев — 23-летний художник, который вот уже два года подряд попадает в список 100 лучших портретистов мира. Узнали у него, почему русская тоска мешает искусству, на что надо пойти, чтобы выиграть чемпионат мира по портретам, и как избавиться от стыда за профессию.
Не пацанское дело
Вообще в том, что я художник, немного виноват Суриков — он сопровождает меня по жизни. Мой отец родился в селе Суриково, я учился в художественной школе и училище имени Сурикова, живу в городе, где жил художник, и высоко ценю его творчество. Но первое впечатление о живописи я получил в детстве, когда рассматривал армейский альбом отца. Он нигде не учился, но здорово рисовал. Родители отдали меня во все секции — после школы я занимался спортом, ходил в музыкалку и в художку. По итогу сначала отсекся спорт, потом музыка, а рисование так и осталось. Но не потому что мне нравилось — я не чувствовал в этом призвания, но это давалось проще всего. До второго курса училища я стыдился того, что рисую. Я учился в спортивной школе с регбистами, дзюдоистами, и рисовать считалось не пацанским делом. Когда все мои знакомые шли на тренировку, а я в это время сидел на пленэрах возле стадиона Локомотив, думал: «Хоть бы меня не увидели». Потом это прошло, и я, самый неуспевающий ученик в художке, поступил в училище.
Живопись — это спорт
Спорт не прошел даром — он очень помогает мне в живописи. Когда спортсмен ходит на тренировки, он не делает это просто так — готовится к соревнованиям, это его дисциплинирует и мотивирует. И я поставил себе цель поучаствовать в международном конкурсе для художников. Первый опыт был провальным — на европейском турнире я никуда не прошел. Потом стал изучать биографию Николая Блохина и увидел, что он единственный из России, кто выигрывал International Portrait Competition of the Portrait Society of America (PSA). В моем мире это своеобразный чемпионат мира для портретистов. В это время у меня уже был написан мужской портрет «Федор» — его как раз забраковали на защите диплома и попросили написать другой. Эту картину и отправил на конкурс. Я ничего особо не ожидал, но позже мне пришло письмо, мол вы ничего не выиграли, но ваш портрет вошел в сотню лучших, при этом участников было больше двух с половиной тысяч. Я полез в список топ-100 и нашел там имя одного известного русского художника, у которого есть большой опыт, своя студия, а у меня ничего, даже мольберта. Меня это очень замотивировало, и я решил на следующий год подготовиться лучше.
Марк и «Федор»
Виталий Ребров
На второй конкурс я перерыл свой архив фотографий с разными лицами и зацепился за изображение мужчины. Меня поразил тогда его прожженный взгляд — он как будто видел меня насквозь. Я придумал целую историю своему персонажу и начал писать его портрет. Когда я рисую, для меня очень важно понимать, кто мой герой. Обычно я продумываю все до мелочей — где он родился, чем занимается, с кем конфликтует. Здесь я поставил себе задачу изобразить человека с трудной судьбой, но сильным, волевым и немного безрассудным характером. Я писал Виталия Реброва — вымышленного взрослого мужчину, который вырос без отца на руках пьющей матери. Дед был главным образцом для него, но его тоже вряд ли можно назвать лучшим человеком на земле. В это время еще по телеку шел криминальный сериал, и там был эпизод про русскую рулетку. Мне так он запал в душу, что я решил вплести это в биографию моего героя. Я придумал историю, что его дед решал конфликты русской рулеткой, а потом и Виталий во взрослой жизни предлагал своим врагам эту игру. Он всю жизнь как бы ходит по лезвию ножа, ставит вопросы ребром — отсюда и такая фамилия.
Марк и «Виталий Ребров»
На этот портрет я делал ставку, но по условиям должен был отправить еще два. Второй был из серии женских портретов на тему «Бог создал женщину». Мне заказали эту работу для одной выставки, которая пока так и не случилась. Портрет Марии Магдалины получился вымученным — я сильно устал от этой серии, а «Мария» была последней из восьми героинь. Картина вышла легкой, без наворотов. Я написал ее за два дня и до кучи отправил на конкурс.
Марк и «Магдалина»
Русская тоска
Преподавание
Я редко пишу на заказ, но преподаю в Школе живописи Евгения Станкевича. В училище я считал, что преподавать идет только тот, кто не реализовался как художник. Что это не престижно, не прибыльно, никак и нигде. Но сейчас я понимаю, что приумножаюсь за счет своих учеников. Мне классно, когда у них получается. Мне легко замотивировать человека и показать ему, что он может рисовать уже после первого занятия. А когда человек знает, что он может, у него сразу лучше получается. Если он не уверен, то он неуверенно и будет рисовать. А это никому не нужно.
Смерть живописи
То, что мгновенная обработка фото и фотошоп становятся массовыми, академическим художникам только на руку. Буквально на днях видел приложение, которое делает из фотографий картины, — уметь рисовать тут совсем не обязательно. Но за счет этой массовости, живопись начнут ценить еще выше, она станет редкостью. К тому же, искусство, как и мода, цикличны — через какое-то время все вернется.
Будущее
В моем идеальном мире я выигрываю конкурс, потом на следующий год защищаю свой титул. После этого переезжаю в Петербург и пишу там портреты крутых современников на заказ. Через какое-то время становлюсь лучшим преподавателем. А потом можно и лучший международный конкурс по портрету перевезти в Красноярск.
Совет от Марка
Чтобы получалось, нужно полюбить, чтобы полюбить, нужно постараться. Ракета тратит 80 процентов энергии на старте, а потом спокойно себе летит. Чем больше в начале постараетесь, тем выше взлетите.