18 июня 2020
Елена Привалихина: «Мне нравится наблюдать, как артист мыслит на сцене»
В этом сезоне у заслуженной артистки России Елены Привалихиной знаменательная дата — ровно 30 лет, как она служит Красноярскому драматическому театру имени А.С. Пушкина. Хотя ещё в студенческие годы юную актрису не раз занимали на этой сцене в массовке и эпизодах. А первую роль она вообще сыграла в спектакле МХАТа.
Фото из архива Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина
Лена, как ты, студентка из сибирского театрального вуза, попала в постановку столичного театра?
В 1983 году МХАТ показывал на гастролях в Красноярском театре оперы и балета спектакль по пьесе Михаила Шатрова «Так победим!» с Александром Калягиным в роли Ленина. Там было занято большое количество актёров, но московских студентов театр на гастроли не возил — режиссёры приезжали заранее и массовку набирали на местах, весь наш курс оказался задействован. Репетировали мы недолго. И вдруг мне и трём моим однокурсницам доверили небольшие роли со словами — в эпизоде, где к Ленину приходит делегация из народа, у каждого было по реплике. Так что можно сказать, что свою первую роль я действительно сыграла во МХАТе, в постановке Олега Ефремова. Но когда на репетиции увидела Калягина вблизи, честно скажу — в роли Ленина он не произвёл на меня особого впечатления.
В фильме «Здравствуйте, я ваша тётя!» поразил сильнее?
Нет! (Смеётся.) Но что я на первом курсе понимала в профессии? Сама революционная тема спектакля не вызывала у меня доверия — не до того, чтобы разбираться, насколько актёр убедителен в роли вождя мирового пролетариата. Да, я росла в советское время. Но моя семья оказалась в Сибири не по своей воле. У прадеда вообще были грузинские корни. Помню, как меня поразило его лицо, когда впервые увидела на фотографии: волевое, с восточными чертами и пронзительными умными глазами.
И родители мои — уже в послесталинскую пору, в 60-е годы — столкнулись с репрессивной системой, хотя, к счастью, и без трагических последствий. Они работали на радиозаводе, мама трудилась в закрытом конструкторском бюро. Не помню, сколько мне было лет, когда однажды ночью к нам вломились люди в сапогах. Устроили обыск — разворотили диван, всё перерыли. А потом увели отца. Как объяснила мама, у него было ружьё, оно хранилось без разрешения, и, видимо, кто-то донёс. Хотя Сталина к тому времени уже давно не было, но ночные обыски никуда не делись. Отца вскоре отпустили, но страх в людях не исчезал — и, мне кажется, до сих пор это чувство в нас до конца не изжито, особенно в старших поколениях. Мама всегда меня оберегала, предупреждала: «Не задавай лишних вопросов, отвечай так, как написано в учебнике». Но, видимо, я ещё в детстве почувствовала фальшь в той идеологии, всё во мне ей противилось. Не вступала сознательно ни в пионеры, ни в комсомол — меня туда просто зачисляли автоматически. Позже, когда сыграла в Красноярском ТЮЗе в спектакле «Завтра была война» Вику Люберецкую, у которой репрессировали отца, опыт моей семьи, невольно отпечатавшийся на моём мировосприятии, помог мне лучше понять характер этой героини.
А сам факт, что ты, дебютантка, выходишь на сцену с именитым актёром — неужели тебя это тогда не волновало?
Абсолютно — я не знала, кто такой Калягин. В процессе работы он впечатлил меня не столько ролью Ленина, сколько своими человеческими чертами — он очень прост в общении, ни тени звёздного высокомерия. Понимаешь, в профессию я пришла не потому, что мне нравились какие-то артисты, и захотелось самой стать такой же, как они — у меня не было кумиров, совершенно не стремилась никому подражать. Сейчас понимаю, что это замечательно, потому что моя актёрская природа такова, какая есть, в ней нет посторонних примесей, во время учёбы и работы она раскрывалась свободно. Позже убедилась в верности этого на примере своих студентов-актёров: ярче всех расцветает талант у тех, кто никогда не занимался в драматических кружках. Там навязывают свои правила, штампы, какую-то фальшивую эстетику, якобы театральную — искажают в человеке представление о нём самом. После чего его уже очень трудно развернуть к собственной природе, помочь разглядеть свои подлинные черты и возможности. Мне повезло всего этого избежать.
Ты не из театральной семьи, об актёрской карьере в детстве не мечтала. Что же привело тебя в театр?
Наверное, попала по наитию, театр начался для меня с внутреннего импульса. Помню, как мама привезла из командировки перчаточных кукол — как они меня поразили! Это было настоящее открытие, что можно засунуть пальцы в перчатку, пошевелить ими — и кукла оживала. Да, я смотрела кинофильмы, телеспектакли, но с актёрами себя никогда не отождествляла — меня просто тянуло в творческую среду, неосознанно. Родители мне ничего не запрещали. Пробовала играть на фортепиано, рисовать, занималась классическим балетом и спортивной гимнастикой. Спорт дал очень многое — закалил волю, воспитал строгое отношение к дисциплине. Потом года два танцевала бальные танцы, примерно столько же играла на гитаре в девичьем ансамбле. К окончанию школы вдруг захотелось стать архитектором, даже полгода ходила на подготовительные курсы. Но мама тогда настояла, чтобы я шла в торговлю — мол, время тяжёлое, а там люди куском хлеба всегда обеспечены. Послушалась её, пошла в кооперативный техникум. Проучилась на отлично полтора года, съездила на практику в Ширинский район, посмотрела на всё это изнутри… И забрала по возвращении документы, не сказав маме. Пошла работать во Дворец культуры детским инструктором по художественной самодеятельности, писала сценарии. Мама спустя несколько месяцев, конечно, обо всём узнала, был грандиозный скандал. Тогда папа стукнул кулаком по столу и сказал: «Пусть выбирает то, что хочет». И вскоре я поступила на актёрский факультет.
Именно институт меня раскрыл, очень многому там научилась. Наш педагог Галина Ивановна Сташкевич прекрасно знала историю театра, отечественную и зарубежную литературу, мировую драматургию. Благодаря ей я полюбила русскую классику, хотя в школе, с её шаблонными трактовками, совершенно её не воспринимала. Как преподавали, скажем, «Грозу»? «Катерина — луч света в тёмном царстве», — и точка. Только в институте, спасибо Галине Ивановне, я поняла, насколько богата драматургия Александра Островского.
Дебют во мхатовском спектакле как-то отразился на твоей актёрской судьбе?
Мог бы отразиться, если бы захотела. Во время репетиций у меня возник очень добрый контакт с режиссёром по движению и пластике Ильёй Григорьевичем Рутбергом, после гастролей он предложил мне перевестись в ГИТИС сразу на второй курс. А режиссёр МХАТа Леонид Монастырский пригласил учиться в Школу-студию МХАТ. Но у меня тогда был в разгаре роман с Сашей (ныне — заслуженный артист России Александр Истратьков, актёр Красноярского театра имени А.С. Пушкина — Е.К.), и свою судьбу я решила. О чём нисколько не жалею.
Кстати, когда вы познакомились с Александром Истратьковым?
Ещё при моём поступлении в институт, он учился курсом старше. Мне было с ним бесконечно интересно, он очень сильно повлиял на моё профессиональное развитие. Саша рос в интеллигентной семье, его мама прекрасно знала литературу и театр, она привила это сыну. Мне оказалась по душе эта среда. Благодаря Саше я ещё в студенчестве посмотрела немало фильмов и спектаклей, узнала имена артистов. Мы поженились на выпуске, и нам до сих пор интересно вместе, продолжаем обогащать друг друга. Саша зовёт меня домашним завлитом: я читаю пьесы, потом рекомендую ему. Он же по-прежнему знакомит меня с миром театра и кино, отслеживает интересные новинки. А ещё у него прекрасное чувство юмора. По молодости я нередко на него обижалась, совершенно по-дурацки, — у нас был разный жизненный опыт, и мировосприятие совпадало не во всём. Но именно благодаря ему постепенно раскрывалось и моё чувство юмора.
Кстати, в 90-е нам вновь выпала возможность попытать счастья в Москве. Сашу приглашали в аспирантуру ГИТИСа, я поехала с ним, меня уже готовы были принять в Театр Российской армии — осенью должна была приступить с Камой Гинкасом к репетициям его новой постановки, лермонтовского «Маскарада». Но выжить в Москве в те годы двум молодым людям без связей, без жилья и без стабильного дохода было почти невозможно. И мы решили вернуться домой. Сегодня особенно отчетливо понимаю, что приняли верное решение — мы сохранили семью и себя. Сейчас большая редкость, когда супруги так долго вместе, особенно в театральной среде — это дорогого стоит.
Вы не сразу пришли в театр имени Пушкина — оба начинали в Красноярском ТЮЗе. Почему не задержались там?
На самом деле, я уже в студенческие годы была активно занята именно на пушкинской сцене. Ещё на первом курсе меня взял в массовку тогдашний главный режиссёр Натан Израилевич Басин, позже активно играла в эпизодах у режиссёра Андрея Андреева. А у Саши на курсе преподавал очередной режиссёр ТЮЗа Михаил Александрович Коган — интеллигентнейший человек, в каждом студенте видел личность. После окончания института он предложил Саше преподавать и взял его в ТЮЗ. А меня незадолго до выпуска почти одновременно брали на роли в два театра. В те годы так было не принято, и когда главный режиссёр театра имени Пушкина Александр Белявский узнал, что меня зовут в ТЮЗ, снял с роли. Зато Андреев дал мне тогда важный совет: «Лена, в ТЮЗе стоит поработать, но не больше трёх лет. Потом уходи — ты не тюзовская актриса».
Он был прав — в ТЮЗе меня почти не занимали в сказках, видимо, фактурой не подходила. Хотя время от времени кого-то замещала, вводилась, когда актрисы болели или уходили в декрет. Очень благодарна ТЮЗу за такой опыт — работа в сказках очень сильно раскрепощает актёра. Помню, ввелась на роль Мышки в «Теремке». А позже недолго играла обезьянку в «Маугли».
У вас с Ниной Валенской из Норильска просто параллель в биографии: заслуженные артистки играли обезьянок в «Маугли».
Ну что ты, я тогда ещё не была заслуженной артисткой. (Смеётся.) А в ТЮЗе получала и другие роли: в «Чуке и Геке» Аркадия Гайдара, в «Драконе» Евгения Шварца. У Юрия Шилова была занята в «Плахе» Чингиза Айтматова. А ещё он дал мне роль Маши в чеховской «Чайке», Саша сыграл там Медведенко. Сильная была постановка, мою работу тогда впервые отметили наградой как лучшую женскую роль по итогам краевого сезона.
Как всё-таки удалось вернуться в пушкинскую труппу? В ТЮЗе, наверное, не хотели отпускать?
Все произошло своевременно: директор ТЮЗа Игорь Яковлевич Бейлин вскоре возглавил драматический театр и забрал нас с собой. И вот уже 30 лет прошло, как мы здесь работаем. Люблю свой театр и нисколько не жалею, что осталась в нём, не соблазнилась на предложение переехать в Москву. У меня здесь всегда было полно работы, несколько лет подряд почти ежегодно получала за свои роли призы на разных краевых конкурсах. Это мой дом, мне здесь психологически очень комфортно.
А разве не было периодов, когда что-то не складывалось? Нынешний главный режиссёр театра Олег Рыбкин тебя несколько лет не замечал, потом занял в британской драматургии, и очень удачно. Ты сыграла миссис Хардкасл в комедии Оливера Голдсмита «Ночь ошибок», потом Гессиону Хешебай в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по пьесе Бернарда Шоу, также ты играешь Анну в «Тёмных аллеях» по рассказам Бунина. Но после вы несколько лет опять не работали вместе. Утратили на какое-то время точки соприкосновения?
Мы с Олегом Алексеевичем действительно очень долго шли друг к другу, года три присматривались. Но это нормальный творческий процесс, мне не в чем его упрекнуть. Да и в последующие годы — меня занимали в других спектаклях, а ему в его постановках нужны были актрисы иного плана. Это не отсутствие точек соприкосновения — просто у него были свои планы. При этом мне всегда нравился ход его мыслей, в любой работе. В период репетиций его представления о материале нередко трансформируются, и конечная цель может немного измениться. Успеть за ним порой непросто, но это даже интересно — у него есть общее представление, чего он хочет, но режиссёр не работает от начала до конца по чётко заданной схеме. Это совместный поиск с актёрами, мы все к нему сопричастны. Он делает замечания в процессе работы, но очень тактично, не в лоб — надеется, видимо, что артист сам додумается. Возможно, в такой деликатности есть свои минусы: кому-то не хватает определённости, люди нервничают, когда не уверены, точно ли у них получается. Но зато когда Рыбкин видит, что актёр идёт в нужном направлении, старается его не спугнуть. За последнее время он занял меня в своих постановках «Опасные связи» и «Три дня в деревне», было очень интересно с ним репетировать.
Мне кажется, я неплохо его понимаю ещё и потому, что никогда не стесняюсь задавать вопросы. Давно усвоила для себя это правило, потому что именно мне потом выходить на сцену, а не режиссёру. Сработаться могу с любым, наверное, не потерпела бы только хамство. К счастью, мне такие режиссёры не встречались, но со стороны наблюдать доводилось. Я вообще по натуре жизнерадостная, ценю человеческое достоинство — и в себе, и в других. Даже если мне кто-то не очень импонирует, думаю, что он, наверное, встретился на пути не случайно — благодаря таким людям мы развиваемся. Если же взаимодействие неизбежно —например, в работе, — умею переключаться и, по возможности, внутренне дистанцироваться, избегаю конфликтов. Есть распространённое мнение, что артисты что-то изображают не только на сцене, но и в жизни. Это не обо мне. Да, то, чем я живу, неизбежно проявляется и в моей профессии. Но в отношениях с людьми стараюсь быть предельно честной, не люблю неискренность. Мне особенно близки люди, в общении с которыми возникает ощущение душевной теплоты.
Лена, а кто первый разглядел в тебе черты клоунессы — режиссёр Григорий Козлов?
Нет, Коган — еще в юные годы Михаил Александрович вытащил из меня это качество, нужно было сыграть этюд на каком-то празднике. Он тогда сказал: «В вас есть природа юмора, просто важно понять, какая она, и открыть её в себе, давайте попробуем найти». А позже, ты права, я продолжила работать в этом направлении с Гришей, когда он дал мне роль Шарлотты Ивановны в «Вишнёвом саде». Помню, нисколько не удивилась назначению, сразу подумала: а как это придумать? Но по-настоящему поняла роль лишь после того, как приехала художница, загримировала и напялила на меня несуразный парик — это помогло мне окончательно войти в образ. (Смеётся.) Кстати, Шарлотту мы по очереди играли с Лидией Васильевной Тюшняковой, поддерживали друг друга. Когда работаешь в паре, есть возможность посмотреть на спектакль со стороны и представить, чего самой хочется в роли, а что мне совершенно не подходит.
С Козловым мы познакомились уже на репетиции. Длинные чёрные волосы, усы, большие глаза, выразительные руки. Изъяснялся междометиями — у него настолько быстро бежали мысли, что он не успевал их проговорить. Но при этом умел выразить всё глазами и жестами. Приходилось схватывать на лету.
Елена Андреевна в «Дяде Ване» у Анатолия Ледуховского — твоя третья роль в чеховской драматургии?
Можно сказать, что четвертая — в дипломной работе когда-то играла Шурочку в «Свадьбе». Такого персонажа в пьесе нет — мы с режиссёром переделали роль из мужской в женскую, поскольку парней на курсе не хватало, многих забрали в армию. Так я впервые вышла на сцену, по сути, в мужском образе. А с Еленой Андреевной вообще особенная история — сыграла её не с первой попытки. У нас в театре трижды собирались ставить «Дядю Ваню», при втором распределении меня назначили на эту роль. Но только с третьего захода, в спектакле Ледуховского, всё, наконец, сошлось. Я вообще преклоняюсь перед режиссёрами с отменным чувством юмора. Анатолий Ледуховский как раз такой — лёгкий, ироничный, репетиции у него всегда проходили на подъёме. Причём они могли долго не начинаться, мы просто непринуждённо о чём-то разговаривали. Позже поняла, что он задавал определенный настрой, и артисты входили в процесс без напряга. Я лично ощущала себя, как рыба в воде. Он любил артистов, и это было взаимно.
Кстати, у меня несколько раз в театре возникали ситуации, когда я возвращалась к какой-то пьесе. Сначала сыграла Эльмиру в «Тартюфе» у Ильи Тодорова, потом у Романа Феодори. У нас в театре начинали ставить «Месяц в деревне» Тургенева, у режиссёра Андрея Максимова я репетировала роль Натальи Петровны, но спектакль не вышел. Позже пытались к нему вернуться, но безуспешно. И лишь в постановке Олега Рыбкина «Три дня в деревне» по мотивам тургеневской пьесы я смогла выйти на сцену — но уже в роли Анны Семеновны Ислаевой. Какие-то фатальные истории. (Смеётся.)
Как считаешь, тебе удается донести до зрителя то, что хочется выразить — тебе самой, режиссёру?
Очень сложный вопрос. Не думаю, что сегодня много зрителей — образованных, начитанных, — способных размышлять о спектакле, пытающихся вникнуть в идею режиссёра. Когда человек не просто плачет или смеётся на серьёзном произведении, но у него активно включается ещё и разум, он начинает задавать себе вопросы. Словно жил, не задумываясь, — и вдруг открылась какая-то дверца, в нём что-то хрустнуло, тронуло сердце. Тогда, наверное, действительно всё совпало — драматургия, режиссёрский замысел, актёрское воплощение. Мне нравится наблюдать, как артист мыслит на сцене. Сама благоволю к материалу, способному затронуть изнутри — тогда у меня пробуждается воображение, я задаю себе вопросы и мысленно ищу на них ответы.
Но что и как подействует на зрителя, предугадать сложно. Некоторые мои знакомые, например, воспринимают «Дядю Ваню» как чернуху, возмущаются, что герои спектакля всё время пьют. Но такое впечатление возникает из-за незнания материала. Хочется спросить: а вы Чехова читали, текст помните? А как жила интеллигенция в то время? Выпивка была нормой жизни — впрочем, как и сейчас у многих. А ещё Ледуховский захотел посмотреть на знакомый сюжет глазами Войницкого. Что в финале сделал дядя Ваня? Украл у доктора морфий. И пьёт на протяжении всего действия. Какой взгляд на мир может быть у такого человека?
Не хочу никого осуждать, считаю, что в театре необходим разный репертуар. Сама люблю посмеяться и с удовольствием играю в комедиях — особенно в таких, где через призму иронии проявляются очень важные вопросы, бичуются пороки времени. Но больше всего ценю думающих зрителей. Это прекрасно, когда театр предлагает рассмотреть ту или иную историю совсем в другом ключе и тем самым даёт людям возможность расширить границы восприятия и соотнести увиденное со своим внутренним миром.