16 сентября 2020
Анна Холоша: «Вышивка может быть современной и актуальной»
Архитектор Анна Холоша придумала проект «Архитектурная вышивка» с главной идеей рассмотреть вышивку как элемент искусства, дать новое прочтение традиционному ремеслу и показать, что вышивка может быть современной и актуальной. Узнали, как мир искусства раскрывает автора.
Машина не заменит теплоту человеческих рук
Я объединила своё архитектурное образование с ручным трудом и создаю работы, используя лишь ткань и чёрные нитки. В моих работах нет цвета, с помощью графики я пытаюсь показать, что красота заключена в форме, контурах и тональности, это её каркас. Основа моего творчества — это архитектура и искусство: архитектурные элементы, принты, картины художников-авангардистов и сюрреалистов, а также тематика русского стиля и наша национальная идентичность.
Все работы вышиты мной вручную. Это безумно трудоёмко, но для меня это принципиально. Ведь ни одна машина не заменит теплоту человеческих рук. Мне очень хочется, чтобы вышивки передавались из поколения в поколение и обрастали своими историями.
Мир архитектуры мне очень нравится, но часто сталкиваешься с тем, что ты очень ограничен
Ограничен нормами, заказчиком, и тебе не удается воплотить все свои идеи в жизнь. А в своих работах меня никто не ограничивает, я делаю то, что я хочу.
Я шесть лет проработала в архитектурной фирме, вышиваю — последние три года. Думаю, этому послужил кризис, когда у архитекторов было мало работы, мало заказов, и как следствие — много свободного времени. Тогда я и решила, что настало то самое время, когда можно что-то создать и, возможно, это к чему-то приведёт.
Это поиск нашего культурного кода через призму современного дизайна, переосмысления традиционных техник вышивки и её подачи
Стилизация работ русского авангарда и их новое прочтение стали ключевой темой при создании вышивок. Особое внимание я уделила работам Казимира Малевича и амазонкам авангарда Любови Поповой и Варвары Степановой.Изначально я вышивала горы, вдохновившись работами американской художницы Стефани Лейпр, и уже потом подумала, что нужно создать что-то своё. Я вспомнила, что в академии мы когда-то рисовали ордера, после них и родилась идея архитектурной вышивки. При этом мне хотелось показать не просто вышивку, а создать впечатление графичности, что это начерчено карандашом.
На серию работ «соблюдай дистанцию» меня вдохновил карантин. На них герой Малевича держит социальную дистанцию и носит маску. После публикации этих работ мои подписчики прислали мне очень похожие принты, которые повесили на входе в Эрмитаж. Я до сих пор не знаю, как это получилось. Мне бы польстило, если бы сотрудники Эрмитажа действительно увидели мои работы и вдохновились, но скорее всего это сила мысли двух людей, которые создали работы в одном стиле.
Персональная выставка Анны продлится до 2 ноября в галерее современного искусства «Отдел»
Фото: Руслан Максимов/Культура24