Димитрис Кутсиабасакос: «Я хочу вложить в студентов восторг от мысли, что ты жив. Счастлив, что ты есть»
Представитель жюри Международного фестиваля «Герой» из Греции о любви к России, причинах прорыва греческого кинематографа и необходимости детского и юношеского кино.
Почему вам так нравится Россия и наша культура?
Во-первых, мне нравятся люди. Русские очень тёплые и, мне кажется, принимают тебя таким, какой ты есть. А ещё они сентиментальные. Мне нравится, что они общаются не головой, а эмоциями. Русский народ очень эмоциональный. И природа: в России она очень красивая, особенно в Красноярске. Я тут никогда не был раньше и меня поразили виды.
В России я учился, здесь сформировался, как молодой художник, так что для меня Россия — вторая Родина. Нигде больше я так долго не жил, как тут — 6 лет.
Наверное, на вас повлияла и культура наша? Может, кинематограф, он у нас тоже особенный.
Конечно. Когда меня спрашивают, кто любимый режиссёр, я отвечаю, что у меня нет настолько любимого одного режиссёра, насколько мне нравятся какие-то направления кинематографа. Например, итальянский неореализм или российское кино шестидесятых годов. Потому что это кино, в центре которого — человек. Это гуманистическое кино и этот гуманизм меня потрясает. Это настолько меня впечатлило в своё время, что я стараюсь, чтобы этот элемент присутствовал во всех моих картинах.
А, если сравнивать российский и греческий кинематограф, какие у последнего особенности?
Всё зависит от периода. Если мы будем говорить о самом современном кино, то на него значительно повлиял большой социальный кризис, который произошёл в стране. Крах в экономике в 2008 году отразился на всей Греции. Но, как ни странно, вдруг греческое кино стало подниматься. Потому что вся эта проблемная социальная ситуация дала очень много тем и вдохновила художников-кинематографистов. Они стали снимать хорошие картины и документальные, и игровые. Греческое кино вдруг стало завоевывать премии на международных фестивалях. Можно сказать, что в этот период греческое кино пошло двумя путями: один – это истории, снятые не ортодоксальным кинематографическим языком. Например, Йоргоса Лантимоса. Это умные, хорошие картины, но очень странные. А другой– более стадратные картины, хорошим уровне, человеческой истории которые тоже хорошо пошли.
Вы сочетаете в своём творчестве документальное и игровое кино. Как вам удаётся?
Я с самого начала, даже ещё в студенческие годы, чувствовал себя очень свободно и в одной форме, и в другой. Поэтому до сих пор занимаюсь обоими видами. Каждый раз это происходит импульсивно и зависит от тематики. Иногда ты сразу понимаешь, что с такой темой была бы хорошая игровая картина, а с другой хочется быть на месте, снимать, что конкретно происходит и т.д. В общем, импульсивно решаю.
Кинематограф — это вид искусства для каждого или всё же нужно чем-то обладать особенным, чтобы в итоге прийти в кино?
Конечно, кино — это самый дорогой вид искусства. Но это не означает, что к нему невозможно подойти. Зависит от того, насколько ты хочешь этим заниматься, насколько готов терпеть, быть настойчивым. Особенно сегодня уже не так сложно снимать кино, как раньше. С мощным техническим прогрессом процесс стал проще и удобнее.
Кроме теоретических знаний, что вы рассказываете своим студентам? Что ещё вы хотите в них вложить?
Я хочу вложить восторг от мысли, что ты жив. Счастлив, что ты есть. Для этого нам надо смотреть, надо слушать, любить, творить. Потому что иногда мы забываем, что это большое счастье — жить. Мы очень уходим в себя, у нас проблемы, забываем об этом. Ведь это самый большой подарок, а мы порой не обращаем на него внимания.
А тем, кто только начинает свой путь в кино, какой бы совет дали?
Знаете, в кино, как и в любой другой форме искусства, у тебя должно быть, что сказать. В этом всё дело. Если ты не сможешь ничего сказать, если не интересуешься жизнью: а искусство во всех формах говорит о жизни, если тебя интересуешь только ты сам, а не люди вокруг и то, что происходит, тогда, наверное, не стоит заниматься искусством.
Сегодня, на фестивале «Герой» и вообще в последнее время, много говорят о том, что это самое кино нужно развивать. А что вы по этому поводу думаете? Насколько сильные работы участников и удаётся ли им разговаривать с молодёжью на важные и актуальные темы?
Детское и юношеское кино имеет большое значение и конкретный художественный профит. Очень важно, чтобы была большая аудитория, потому что дети и молодёжь смотрят кино. Ещё это большая ответственность, потому что ты формируешь совесть в их сознании. Имеет смысл, чтобы этот фестиваль существовал, потому что все темы, которые обсуждаются и поднимаются — они важные. Ещё я забыл сказать, что, когда мне было семь лет, в школе показали художественный фильм и потом режиссёр с наши общался. Помню, что это на меня произвело большое впечатление. И моя последняя картина игровая, она как раз о подростках. Я думаю, что это всё имеет большой смысл.
Может ли художник, в широком смысле этого слова, быть доволен своим конечным продуктом? Вы, как кинематографист, бываете ли удовлетворены результатом?
Никогда такого не бывает. Как бы ты не мечтал, чтобы не придумывал в своих фантазиях, также никогда не получится. Когда фильм уже готов, он не отражает и близко красоту, которая была задумана, и он далёк от совершенства. Это что-то другое, уже гораздо ниже. Знаете, Робер Брессон (французский режиссёр — прим. ред.) сказал, что режиссура принадлежит к военному искусству. Потому что, когда ты снимаешь картину — это как идти на войну. То, что ты хочешь сказать и снять — не получается. Всё падает, нарушается, ты постоянно борешься, в точности, как на войне.
Тем не менее, даже, если ты немного недоволен, ты же всё равно как-то относишься к своему продукту. В итоге любишь его?
Да! Ты его любишь, это всё равно твой ребёнок. Всегда будешь добр к нему, потому что это от тебя. И принимаешь его таким, какой он есть.
Задам последний вопрос: вы рады, в итоге, что связали свою жизнь с кинематографом?
Да. Мне немного трудно ответить на этот вопрос, я даже не сразу сказал, что рад. Потому что, знаете, я очень много сделал для того, чтобы стать кинематографистом. Чтобы снимать кино, в жизни нужно много вещей сделать. Иногда я думаю, а стоило ли это всё того, есть моменты. Но в другие моменты, как сегодня, например, или когда показываешь картину на другую аудиторию, на другом краю мира и видишь, в людях что-то происходит, тогда понимаешь, что стоило.
Фото: Руслан Максимов/Культура24