04 июня 2022

Димитрис Кутсиабасакос: «Я хочу вложить в студентов восторг от мысли, что ты жив. Счастлив, что ты есть»

Представитель жюри Международного фестиваля «Герой» из Греции о любви к России, причинах прорыва греческого кинематографа и необходимости детского и юношеского кино. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Вы сочетаете в своём творчестве документальное и игровое кино. Как вам удаётся?

Я с самого начала, даже ещё в студенческие годы, чувствовал себя очень свободно и в одной форме, и в другой. Поэтому до сих пор занимаюсь обоими видами. Каждый раз это происходит импульсивно и зависит от тематики. Иногда ты сразу понимаешь, что с такой темой была бы хорошая игровая картина, а с другой хочется быть на месте, снимать, что конкретно происходит и т.д. В общем, импульсивно решаю.

Кинематограф — это вид искусства для каждого или всё же нужно чем-то обладать особенным, чтобы в итоге прийти в кино? 

Конечно, кино — это самый дорогой вид искусства. Но это не означает, что к нему невозможно подойти. Зависит от того, насколько ты хочешь этим заниматься, насколько готов терпеть, быть настойчивым. Особенно сегодня уже не так сложно снимать кино, как раньше. С мощным техническим прогрессом процесс стал проще и удобнее. 

Кроме теоретических знаний, что вы рассказываете своим студентам? Что ещё вы хотите в них вложить?

Я хочу вложить восторг от мысли, что ты жив. Счастлив, что ты есть. Для этого нам надо смотреть, надо слушать, любить, творить. Потому что иногда мы забываем, что это большое счастье — жить. Мы очень уходим в себя, у нас проблемы, забываем об этом. Ведь это самый большой подарок, а мы порой не обращаем на него внимания.

А тем, кто только начинает свой путь в кино, какой бы совет дали? 

Знаете, в кино, как и в любой другой форме искусства, у тебя должно быть, что сказать. В этом всё дело. Если ты не сможешь ничего сказать, если не интересуешься жизнью: а искусство во всех формах говорит о жизни, если тебя интересуешь только ты сам, а не люди вокруг и то, что происходит, тогда, наверное, не стоит заниматься искусством.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 /

Сегодня, на фестивале «Герой» и вообще в последнее время, много говорят о том, что это самое кино нужно развивать. А что вы по этому поводу думаете? Насколько сильные работы участников и удаётся ли им разговаривать с молодёжью на важные и актуальные темы?

Детское и юношеское кино имеет большое значение и конкретный художественный профит. Очень важно, чтобы была большая аудитория, потому что дети и молодёжь смотрят кино. Ещё это большая ответственность, потому что ты формируешь совесть в их сознании. Имеет смысл, чтобы этот фестиваль существовал, потому что все темы, которые обсуждаются и поднимаются — они важные. Ещё я забыл сказать, что, когда мне было семь лет, в школе показали художественный фильм и потом режиссёр с наши общался. Помню, что это на меня произвело большое впечатление. И моя последняя картина игровая, она как раз о подростках. Я думаю, что это всё имеет большой смысл.

Может ли художник, в широком смысле этого слова, быть доволен своим конечным продуктом? Вы, как кинематографист, бываете ли удовлетворены результатом?

Никогда такого не бывает. Как бы ты не мечтал, чтобы не придумывал в своих фантазиях, также никогда не получится. Когда фильм уже готов, он не отражает и близко красоту, которая была задумана, и он далёк от совершенства. Это что-то другое, уже гораздо ниже. Знаете, Робер Брессон (французский режиссёр — прим. ред.) сказал, что режиссура принадлежит к военному искусству. Потому что, когда ты снимаешь картину — это как идти на войну. То, что ты хочешь сказать и снять — не получается. Всё падает, нарушается, ты постоянно борешься, в точности, как на войне.

Тем не менее, даже, если ты немного недоволен, ты же всё равно как-то относишься к своему продукту. В итоге любишь его? 

Да! Ты его любишь, это всё равно твой ребёнок. Всегда будешь добр к нему, потому что это от тебя. И принимаешь его таким, какой он есть.  




Задам последний вопрос: вы рады, в итоге, что связали свою жизнь с кинематографом?

Да. Мне немного трудно ответить на этот вопрос, я даже не сразу сказал, что рад. Потому что, знаете, я очень много сделал для того, чтобы стать кинематографистом. Чтобы снимать кино, в жизни нужно много вещей сделать. Иногда я думаю, а стоило ли это всё того, есть моменты. Но в другие моменты, как сегодня, например,  или когда показываешь картину на другую аудиторию, на другом краю мира и видишь, в людях что-то происходит, тогда понимаешь, что стоило. 


Фото: Руслан Максимов/Культура24

Читайте также