07 сентября 2015
ДМИТРИЙ ГЛУХОВСКИЙ: "ФАНТАСТИКА У НАС В КРОВИ"
Известный российский писатель и журналист Дмитрий Глуховский в рамках "гастролей" по Сибири (Иркутск, Омск, Томск) представил в Красноярске в нескольких библиотеках свою новую книгу "Метро 2035", завершающую своеобразную трилогию. Интервью с писателем.
Автор: Сергей ПАВЛЕНКО
Известный российский писатель и журналист Дмитрий Глуховский в рамках "гастролей" по Сибири (Иркутск, Омск, Томск) представил в Красноярске в нескольких библиотеках свою новую книгу "Метро 2035", завершающую своеобразную трилогию.
Дмитрий Глуховский родился и вырос в Москве, где закончил школу с углублённым изучением французского языка. Высшее образование (журналистика и международные отношения) получил в Иерусалимском университете.
Затем работал на европейском информационном телеканале EuroNews в Лионе, в России на Russia Today. Сотрудничал со СМИ Германии и Британии. Именно отсюда, думается, его остро критический по отношению к происходящему в России склад ума. И суждения свои Дмитрий Глуховский ни от кого не скрывает. Скажем, он отказался от приглашения поприсутствовать на встрече российских писателей в Кремле с президентом России, считая, что тем самым обеспечивает собственную независимость от власти.
Как рассказал писатель, его первый, принёсший ему известность, роман "Метро 2033" был задуман ещё в старших классах школы, писался в университете. По словам Дмитрия Глуховского, это была его личная реакция на развал СССР и жизнь на руинах имперских зданий. Увидев, например, на ВДНХ павильон под названием "Животноводство и виноделие", писатель представил себе некий покрытый трещинами храмовый комплекс, посвящённый богам животноводства и плодородия. Это ощущение, как признаётся Дмитрий Алексеевич, и вдохновило его на написание апокалиптической истории, в которой на каждой из станций Московского метро после третьей мировой войны выжившими и борющимися за существование людьми создана собственная властная структура – фашистская, демократическая, коммунистическая, торгово-бандитская.
Получив отказ от издателей, которым была отправлена рукопись, Дмитрий, первым в России, бесплатно и полностью опубликовал её в 2002 году в Интернете. И только спустя три года роман был замечен издателями, став одним из главных российских бестселлеров нулевых: его тираж по всему миру превышает миллион экземпляров. Книга переведена на 37 иностранных языков, стала основой для двух культовых видеоигр, а права на её экранизацию пять лет назад были выкуплены голливудской киностудией MGM, хотя о последующем перенесении на большой экран речи пока, похоже, не идёт.
Следующие книги Дмитрия Глуховского – "Сумерки", "Метро 2034", "Рассказы о Родине", "Будущее" также становились национальными бестселлерами и переводились на иностранные языки.
На вопрос корреспондента "Красноярского рабочего" о феноменальном успехе такого направления фантастики, как литература о "попаданцах" (людях, каким-то образом попадающих в прошлое с тем, чтобы изменить ход истории в пользу России), Дмитрий Глуховский ответил, что "фантастика у всех в крови". "После распада СССР мы дико скучали по Империи, отсюда желание возродить её хотя бы в литературе".
– К фантастике обращаются прежде всего те люди, которые недовольны сегодняшней жизнью,– считает Дмитрий Алексеевич.– И они уходят в выдуманную, устраивающую их реальность. Нас очень не устраивала та роль, которую Россия играла в мире в течение двадцати лет после распада Союза. Нам это казалось унизительным... Отсюда такая восторженность, когда Россия бросила вызов Западу и возвратила Крым. Мне кажется, популярность "попаданцев" именно отсюда. Однако начался распад этого литературного направления, потому что реальность обогнала фантастику, ведь никто не мог представить, что мы вернём Крым. Лично для меня как фантаста это было нечто невообразимое.
– Значит ли это, что наш президент ещё больший фантаст, чем вы? – иронично поинтересовался кто-то из читателей.
– Президент казался мне человеком более прагматичным и сдержанным,– ответил писатель,– скорее бизнесменом, чем государственным деятелем. И вдруг он совершил такой финт. Какие у него связанные с этим личные дела, можно только догадываться, но подозреваю, что причины личного характера у него всё-таки были. Вроде бы ничего не поменялось в отношениях между государствами, но изменились отношения в верхах, а также риторика.
На вопрос о цензоре в собственном творчестве Дмитрий Глуховский признался, что, как мальчик из интеллигентной семьи, шёл к раскрепощению постепенно.
– Литература должна отражать жизнь,– считает писатель,– а не бессмысленно смаковать реальность, показывать противостояние животного и божественного в человеке, описывать выбор между физическим и духовным. Избегать откровенных сцен глупо, другое дело, как это сделать, чтобы не было пошло и похабно. Что касается политических ценностей, то хамлю как могу и нарываюсь.
Дмитрий Глуховский признался, что в трилогии "Метро" ставит точку, так как не любит бесконечного продолжения сюжета, являясь большим противником бесконечных сиквелов. По его мнению, каждая книга должна обладать ударной мощью.
– Чем вы будете заниматься через двадцать лет?
– Не имею ни малейшего представления. Не знаю, чем буду заниматься через год. Не загадываю, а всячески поддерживаю то, что человек предполагает, а располагают высшие инстанции. Понимаю, что с таким подходом компанию "Майкрософт" не построишь, но я занимаюсь совершенно другой деятельностью.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 1 сентября.
Известный российский писатель и журналист Дмитрий Глуховский в рамках "гастролей" по Сибири (Иркутск, Омск, Томск) представил в Красноярске в нескольких библиотеках свою новую книгу "Метро 2035", завершающую своеобразную трилогию.
Дмитрий Глуховский родился и вырос в Москве, где закончил школу с углублённым изучением французского языка. Высшее образование (журналистика и международные отношения) получил в Иерусалимском университете.
Затем работал на европейском информационном телеканале EuroNews в Лионе, в России на Russia Today. Сотрудничал со СМИ Германии и Британии. Именно отсюда, думается, его остро критический по отношению к происходящему в России склад ума. И суждения свои Дмитрий Глуховский ни от кого не скрывает. Скажем, он отказался от приглашения поприсутствовать на встрече российских писателей в Кремле с президентом России, считая, что тем самым обеспечивает собственную независимость от власти.
Как рассказал писатель, его первый, принёсший ему известность, роман "Метро 2033" был задуман ещё в старших классах школы, писался в университете. По словам Дмитрия Глуховского, это была его личная реакция на развал СССР и жизнь на руинах имперских зданий. Увидев, например, на ВДНХ павильон под названием "Животноводство и виноделие", писатель представил себе некий покрытый трещинами храмовый комплекс, посвящённый богам животноводства и плодородия. Это ощущение, как признаётся Дмитрий Алексеевич, и вдохновило его на написание апокалиптической истории, в которой на каждой из станций Московского метро после третьей мировой войны выжившими и борющимися за существование людьми создана собственная властная структура – фашистская, демократическая, коммунистическая, торгово-бандитская.
Получив отказ от издателей, которым была отправлена рукопись, Дмитрий, первым в России, бесплатно и полностью опубликовал её в 2002 году в Интернете. И только спустя три года роман был замечен издателями, став одним из главных российских бестселлеров нулевых: его тираж по всему миру превышает миллион экземпляров. Книга переведена на 37 иностранных языков, стала основой для двух культовых видеоигр, а права на её экранизацию пять лет назад были выкуплены голливудской киностудией MGM, хотя о последующем перенесении на большой экран речи пока, похоже, не идёт.
Следующие книги Дмитрия Глуховского – "Сумерки", "Метро 2034", "Рассказы о Родине", "Будущее" также становились национальными бестселлерами и переводились на иностранные языки.
На вопрос корреспондента "Красноярского рабочего" о феноменальном успехе такого направления фантастики, как литература о "попаданцах" (людях, каким-то образом попадающих в прошлое с тем, чтобы изменить ход истории в пользу России), Дмитрий Глуховский ответил, что "фантастика у всех в крови". "После распада СССР мы дико скучали по Империи, отсюда желание возродить её хотя бы в литературе".
– К фантастике обращаются прежде всего те люди, которые недовольны сегодняшней жизнью,– считает Дмитрий Алексеевич.– И они уходят в выдуманную, устраивающую их реальность. Нас очень не устраивала та роль, которую Россия играла в мире в течение двадцати лет после распада Союза. Нам это казалось унизительным... Отсюда такая восторженность, когда Россия бросила вызов Западу и возвратила Крым. Мне кажется, популярность "попаданцев" именно отсюда. Однако начался распад этого литературного направления, потому что реальность обогнала фантастику, ведь никто не мог представить, что мы вернём Крым. Лично для меня как фантаста это было нечто невообразимое.
– Значит ли это, что наш президент ещё больший фантаст, чем вы? – иронично поинтересовался кто-то из читателей.
– Президент казался мне человеком более прагматичным и сдержанным,– ответил писатель,– скорее бизнесменом, чем государственным деятелем. И вдруг он совершил такой финт. Какие у него связанные с этим личные дела, можно только догадываться, но подозреваю, что причины личного характера у него всё-таки были. Вроде бы ничего не поменялось в отношениях между государствами, но изменились отношения в верхах, а также риторика.
На вопрос о цензоре в собственном творчестве Дмитрий Глуховский признался, что, как мальчик из интеллигентной семьи, шёл к раскрепощению постепенно.
– Литература должна отражать жизнь,– считает писатель,– а не бессмысленно смаковать реальность, показывать противостояние животного и божественного в человеке, описывать выбор между физическим и духовным. Избегать откровенных сцен глупо, другое дело, как это сделать, чтобы не было пошло и похабно. Что касается политических ценностей, то хамлю как могу и нарываюсь.
Дмитрий Глуховский признался, что в трилогии "Метро" ставит точку, так как не любит бесконечного продолжения сюжета, являясь большим противником бесконечных сиквелов. По его мнению, каждая книга должна обладать ударной мощью.
– Чем вы будете заниматься через двадцать лет?
– Не имею ни малейшего представления. Не знаю, чем буду заниматься через год. Не загадываю, а всячески поддерживаю то, что человек предполагает, а располагают высшие инстанции. Понимаю, что с таким подходом компанию "Майкрософт" не построишь, но я занимаюсь совершенно другой деятельностью.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 1 сентября.