Пиковая дама: мистическая повесть Пушкина
10 лет назад режиссер Сергей Иванников поставил в красноярском театре кукол «Пиковую даму». По разным причинам этот спектакль то исчезал, то появлялся в репертуаре (последний раз его играли два года назад). И сейчас театр возвращает мистическую повесть Пушкина — в обновленным составе, с прежним режиссером. Премьера — 9 и 10 февраля.
Главную роль Германна исполнят артист-кукловод Александр Лозицкий и специально приглашенный артист театра Пушкина Станислав Линецкий.
Культура24 пообщалась с теми, кто сейчас возрождает «Пиковую даму», о постановке, актуальности, смыслах, сложностях и, конечно же, о магии кукольного театра.
Как вы думаете, почему было решено восстановить «Пиковую даму»?
Сергей Иванников: В Красноярском театре кукол хотят, чтобы спектакль был, да и зрители спрашивают. Вечерний репертуар в кукольном театре обязательно нужен. Просто не все это делают. В основном театры работают только с детским репертуаром. Но сейчас, как говорится, дело пошло, и это правильно.
По жанру спектакль определяется как мистическая драма. В чем особенность спектакля? Была ли у вас задача показать именно мистическую драму?
Сергей Иванников: Пушкин сам все диктует — он же прекрасный сказочник, у него эта мистика «сквозит» очень здорово. К тому же у театра кукол есть большие возможности для фокусов и чудес, есть черный кабинет, сказочность. Спектакль идет час, и это опять-таки в стиле Пушкина. Произведение вообще гениально — рекордсмен по сжатости. И я тоже постарался его «не размазывать», а сохранить все эти особенности. Я всегда очень аккуратно отношусь к автору.
Не потеряет ли спектакль актуальности, ведь в Красноярске уже есть две постановки по аналогичному произведению — в театре Пушкина и театре оперы и балета?
Сергей Иванников: Этого не произойдет, потому что, во-первых, тема вечная — здесь все про нас, про сейчас. Во-вторых, спектакли абсолютно разные. Это даже интересно — посмотреть «Пиковую даму» в драмтеатре, опере, театре кукол, увидеть разные интерпретации.
Станислав Линецкий: «Пиковая дама» по смыслам близка к «Преступлению и наказанию». Оба произведения показывают, что часто молодые люди в погоне за своими, как им кажется, гениальными идеями, сходят с ума, причиняют вред не только себе, но и окружающим людям. Эти идеи-фикс банальны, ужасны и ничем не обоснованы. Такой идеей и заразился Германн — он захотел ни с того ни с сего разбогатеть, услышав некую мистическую историю, связанную с реальным человеком — графиней. Эта идея стала до такой степени преследовать Германна, что он пришел к графине и напугал бедную женщину до сердечного приступа. В конце концов идея так его поглотила, что он начал придумывать иллюзорный мир, в котором явилась графиня и открыла тайну трех карт. И для Пушкина, и для Достоевского, как мне кажется, самое страшное наказание человеку — это сойти с ума. А сойти с ума можно, если ты сам себя до этого будешь доводить, через собственные амбиции, эгоизм, подобные идеи-фикс.
На фото: Станислав Линецкий, исполнитель роли Германна
Почему в этой постановке акцент больше сделан на артистов, а не на куклы?
Александр Лозицкий: В «Пиковой даме» главные персонажи продублированы куклой. Наверное, имеется в виду, что мы, так или иначе, все куклы в руках судьбы, которая нами играет. Но все-таки пытаемся избавиться от этих пут, двигаться самостоятельно по жизни. Что-то удается, что-то нет. Я именно так это вижу и ощущаю.
Когда вы начали уже более плотно работать со Станиславом, ощутили какие-то различия между артистом драмы и артистом-кукольником? Может, как-то помогаете партнеру?
Александр Лозицкий: Мы оба друг другу помогаем — смотрим друг на друга, подмечаем какие-то нюансы и говорим о них. Такая работа происходит во всех театрах между разными актерами, разных жанров и стилей. Актеры — это, прежде всего, актеры. А поскольку данная роль не требует азов кукольного вождения, то нам со Станиславом симбиоз создать проще.
Фото: puppet24.com Александр Лозицкий, исполнитель роли Германна
Сергей Валерьевич, не могу не спросить о вашем отношении к кукольному театру вообще. Почему вы стали режиссером именно театра кукол? В чем лично для вас его магия?
Сергей Иванников: В этом отношении я очень счастливый человек — совмещаю работу и хобби (я и художник, и режиссер). Началось все, наверное, давно, с самого детства — любил рисовать, любил сказки. Может быть, здесь и какая-то мистика присутствует. Ведь я к этому пришел не сразу. Сначала закончил архитектурный институт и в один поворотный момент я решил, что театр кукол — мое, и не ошибся. Это радостно.
Я убежден, у театра кукол огромные возможности. Театр драмы не сделает то, что сделает кукольный. Ведь здесь ставят и Шекспира, и Гоголя, и Пушкина — все, что угодно. Главное — вкусно, грамотно и правильно к этому подойти.
Да, действительно, у театра кукол есть своя особая камерная магия. Но ведь и до сих пор существует стереотип о том, что театр кукол — только для детей...
Сергей Иванников: И это не хорошо. Важно воспитывать зрителя, что в театре кукол есть вечерний репертуар, что сюда можно прийти на вечерний спектакль так же, как в оперу и драму. Это складывается годами. Красноярск в этом плане молодец — сейчас активно нарабатывается вечерний репертуар. На этой сцене, в этом зрительном зале очень уютно, и можно ставить хорошие спектакли. Конечно, кому-то нужен размах. Но здесь прекрасно можно работать.
И еще один личный вопрос: есть ли у вас произведение, которое очень хочется превратить в кукольный спектакль?
Сергей Иванников: Много-много лет хочу поставить «Золушку», но мне все что-то мешает. Пока, к сожалению, не случается.
Кстати, «Пиковая Дама» — не единственный спектакль для взрослых, который идет в красноярском театре кукол. Есть постановка «Недоросль» по комедии Фонвизина. Есть «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи». А в ближайшее время появится еще одна.
Прийти на спектакль по бессмертной повести Пушкина в кукольный театр, значит, гарантированно приобщиться к мировой классической литературе, получить культурное и визуальное удовольствие.
Культура24 советует.
Фото и текст: Ксения Махалова