ПЕТР АНИКИН: «ЛИЧНО МНЕ БЛИЖЕ ТЕАТР, ТАК СКАЗАТЬ, АКТЕРСКИЙ. ХОЧЕТСЯ СЛЫШАТЬ И ВИДЕТЬ, КАК РАБОТАЕТ АКТЕР»
28 июня Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина завершил 142-й сезон. О том, как прошел уходящий творческий год (о премьерах, достижениях и ярких событиях), а также о будущих планах и личном взгляде на театральное искусство рассказал порталу «Культура24» директор театра Петр Аникин.
Петр Анатольевич, как вы могли бы в трех словах охарактеризовать завершившийся театральный сезон?
Очень насыщенный. Мы сыграли пять больших премьер и даже не ожидали, что их получится столько. В прошлом году наш театр заявился на грант министерства культуры России с проектом «Мы повернули истории бег», посвященном 100-летию Октябрьской революции. Олег Рыбкин и Лариса Лейченко удачно придумали тему, и мы выиграли грант. Так у нас получился спектакль по произведениям Леонида Андреева «Дни нашей жизни». А в ноябре – концерт с участием Елены Камбуровой, наших артистов и дореволюционных стихотворений Серебряного века.
Сразу после отпуска в ноябре – спектакль по Достоевскому «Преступление и наказание». Московский режиссер Александр Огарев поставил, как мне кажется, глубокий, интересный, нескучный спектакль, сделанный современным языком и поднимающий большие проблемы.
В конце года театр представил «Дядю Ваню» Чехова. Конечно, Чехова ставит весь мир. Но делают это каждый по-своему. Режиссер Анатолий Ледуховский представил свой вариант знаменитой пьесы. Должен сказать, часть людей этот спектакль не воспринимают, потому что он несколько мрачный, некомфортный. Но мне он очень понравился жесткой актерской игрой, необычным прочтением классики.
После были «Покровские ворота» режиссера Олега Рыбкина. У нас, конечно, были сомнения, как после такого успешного фильма зрители воспримут спектакль. А восприняли очень хорошо! Получилась добрая атмосферная лирическая комедия.
Фото: Дмитрий Бурматов, спектакль «Покровские ворота»
Последняя майская премьера – «Лив Штайн». Спектакль поставил молодой новосибирский режиссер Сергей Черных. Уверен, что постановка в полную мощь «задышит» в новом сезоне.
С другой стороны, сезон был успешным. Театр Пушкина хорошо выступил на краевом фестивале «Театральная весна» и получил награду за лучшую режиссерскую работу в спектакле «Чик. Гудбай, Берлин!», с которым мы, к тому же, слетали на «Золотую маску» в Москву. Также на фестивале мы получили награды за лучшую женскую роль и за лучшую женскую роль второго плана. Сейчас «Чик. Гудбай, Берлин!» фактически разрывают на фестивали – просят в Воронеж, Челябинск, Новосибирск.
Фото: Кристина Туркова, спектакль «Чик. Гудбай, Берлин!»
Конечно же, сезон был тяжелым, напряженным. Мы стараемся работать много, даже в выходные. Ведь, с одной стороны, театр субсидируется государством, а с другой стороны, нужно самим зарабатывать деньги, чтобы была возможность что-то дополнительно поставить, выдать премию работникам.
А какая из премьер попала в список любимых спектаклей? Вообще, у директора Театра Пушкина есть список спектаклей-фаворитов?
Есть спектакли, которые мне нравятся больше, а есть – которые меньше. Но все актеры должны знать, что директору театра нравятся все спектакли и что любимчиков у него нет. Приезжающие критики и режиссеры отмечают, что у нас очень сильная сбалансированная труппа.
Планируете в новом сезоне брать в труппу новых артистов?
Да, планируем взять молодого артиста – выпускника новосибирского института – высокого, красивого. Актера такого плана, какой нам нужен был, в Красноярском институте искусств сейчас не оказалось. В прошлом году мы приняли двух ярких, талантливых артисток. К сожалению, театр не может брать сколько хочет артистов, есть определенные ограничения.
Внутри театра и с людьми театра всегда происходит много событий: выставки, гастроли, творческие встречи и прочее – расскажите о наиболее значимых и ярких в уходящем сезоне.
В этом году во время фестиваля «Театральная весна» прошла масштабная «Театральная ночь», которая, как мне кажется, была очень здорово придумана нашими творческими людьми. На Ночи фактически в каждом уголке театра работало множество локаций в стиле буги-вуги. Думаю, молодежи это было интересно. И возможно, такая акция привлекла новых зрителей, которые в нашем театре оказались впервые. Значимой была и выставка художника-любителя Бориса Мизенина, приуроченная к 9 Мая. Это отец нашего работника Юрия Мизенина. Художник прошел войну и в своих работах отобразил ее с позиции молодого человека, рядового солдата. Еще одна выставка работала в фойе театра до конца сезона – посвящена она была народному артисту России Валерию Дьяконову. Открою секрет, сейчас мы с театральным художником Александром Баженовым, заслуженным деятелем искусств России, осенью планируем сделать выставку его работ. Он много работал в театре, в том числе и в нашем. Красивая зрительская часть Театра Пушкина и фойе – огромная заслуга Александра Николаевича.
Фото: Сергей Чивиков, «Театральная ночь»
Сейчас со спектаклем «Чик. Гудбай, Берлин!» готовимся к октябрьскому фестивалю «Камерата» в Челябинске. Там отмечаются лучшие работы, и у нас, конечно же, будет шанс побороться за призовые места. В ноябре нас приглашают на театральный фестиваль в Воронеж. Ну и ожидаем традиционный рождественский фестиваль в Новосибирске. В общем, событийная и фестивальная жизнь будут насыщенными.
По поводу новых постановок – могу пока только сказать о спектакле «Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ.», которым в сентябре откроем новый сезон. Это спектакль по произведениям Дмитрия Александровича Пригова. Автор практически не ставился, и когда режиссер Дмитрий Егоров нам его предложил, мы подумали, что должно получиться что-то интересное. Возможно, это будет заявка на «Золотую маску».
Фото: Ксения Махалова, репетиция премьеры «Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ.»
Петр Анатольевич, расскажите о Попечительском совете, который был создан в уходящем сезоне. Что это за практика? Как он качественно меняет театр, влияет на его работу?
Если 10-15 лет назад я мог прийти в какую-нибудь компанию, и там легко шли навстречу, помогали. У театра было много друзей. Но с 2014 года это несколько свернулось – находить спонсорскую помощь стало труднее. Попечительский совет призван помогать нам. Туда входят руководители крупных предприятий и банков, депутаты. Мы собрали совет, объяснили ситуацию, познакомили с нашей деятельностью и показали, что нам нужно. Я думаю, что с помощью Попечительского совета театр сможет поставить еще два названия. Пять названий закрывают потребности театра, ведь чем больше спектаклей, тем больше у артистов работы.
По поводу репертуара – как вы считаете, может или не может театр обойтись без, так сказать, развлекательных спектаклей? К примеру, у режиссера Юрия Бутусова, который недавно приезжал в Красноярск вместе с Театром имени Ленсовета, в этом смысле довольно жесткая позиция: я не намерен развлекать зрителя и показывать ему Рея Куни – ему должно быть некомфортно.
Определенная часть таких спектаклей обязательно должна быть. Видите, у Юрия Бутусова как у художника есть возможность делать то, что он делает. К тому же, Питер большой город, в котором много туристов. По моему мнению, зрителя нужно уважать, а зритель у нас разный, с разными потребностями. И хорошую комедию он тоже хочет посмотреть. Бутусов такой один. В его театре вообще нет советской власти, профсоюзов – никаких мотивов. Они могут начать работать утром и закончить в три часа ночи. Как творческий лидер Бутусов может себе такое позволить – он заслужил это своим творчеством. За это я его уважаю. Я думаю, одного-двух таких художников государство может поддержать – остальные должны работать!
Фото: Кристина Туркова, закрытие 142-го театрального сезона
Но лично мне ближе театр, так сказать, актерский, традиционный. Хочется слышать и видеть, как работает актер, нужна атмосфера. В театре Бутусова очень много музыки, шума, крика. Не критикуя его творчества, честно говорю, что мне ближе камерный, психологический театр.
Итак, завесу мы уже приоткрыли – к открытию сезона Театр Пушкина готовит премьеру «Я.ДРУГОЙ.ТАКОЙ.СТРАНЫ.» с питерским режиссером Дмитрием Егоровым. Чего лично вы ждете от премьеры? Какой, по вашему мнению, тон задаст этот поэтический спектакль-концерт?
Самое главное, и Дмитрий это подтверждает, нельзя осквернять. Если сделано с любовью к тому времени, то большинство зрителей положительно примут спектакль. В творческий процесс я не вмешиваюсь. Увижу спектакль уже только на стадии прогонов. Но мы все, конечно же, с волнением ждем премьеры.
Фото: Дмитрий Бурматов, спектакль «Покровские ворота»
И напоследок. Петр Анатольевич, что пожелаете зрителям и артистам, так сказать, на лето – период театральных каникул?
Мне хочется, чтобы все хорошо отдохнули – и артисты, и зрители. Пусть на время забудут о театре, соскучатся по нему. И 15 сентября с жаждой работать и с жаждой посмотреть премьеру придут в Красноярский драматический театр имени Пушкина.