22 июня 2018
Режиссер Музыкального театра Николай Покотыло: «Это спектакль про молодёжь, которая хочет быть яркой, непохожей ни на кого, хочет творить, быть услышанной»
26, 27 и 29 июня Музыкальный театр покажет мировую премьеру – мюзикл «Винил». СССР, рок-н-ролл, стиляги. Главный режиссер театра Николай Покотыло рассказывает, почему новую постановку, которую никто и никогда раньше не ставил, надо увидеть.

Расскажите о спектакле. По названию можно догадаться, что речь пойдет о 60-х.
Да, мы погружаемся во времена хрущёвской «оттепели». Главный конфликт в этой истории – столкновение советской системы, которая еще плывёт по течению сталинских времен, и первой волны свободы. Это 1957 год – канун Международного фестиваля молодёжи и студентов. С одной стороны, власть и серая масса, которая находится под страхом призраков прошлого, с другой – молодые ребята, не имеющие тяжёлого бэкграунда.
Наиболее сильно столкновение этих миров проявляется в судьбах двух главных героев: полковника – Главы Особого Комитета и его сына Жоржи. Полковник – человек с очень сложной биографией, он прошел жернова всех страшных годов и смог остаться у власти. Можно только догадываться, чем он занимался на своей службе. Когда, по сюжету, сотрудники Особого Комитета накрывают подпольный клуб, где собираются стиляги потанцевать и попеть свои песни, полковник узнает в организаторе и главном стиляге своего сына. Это невероятный внутренний конфликт: всё, против чего он борется, персонифицируется в его собственном сыне, и полковнику нужно с этим что-то делать.

От мюзиклов зрители ждут лёгкости, а тут такая трагедия, как это соотносится?
Драматургически мюзикл очень чётко выстроен. Первый акт совершенно волшебный, бесконфликтный. Ну так, немножко – сталкиваются комсомольцы в сером и комсомольцы-стиляги. К Международному фестивалю молодёжи и студентов комсорг Капитолина отбирает коллективы для культурной программы, и ансамбль под названием «Винил» (состоящий из комсомольцев-стиляг) представляет чересчур свободную, по мнению комсорга, музыку. Это самый большой конфликт первого акта. Однако во втором действии зрителю придется подумать, история непростая.
Естественно, мюзикл не был бы мюзиклом без хеппи-энда. Через весь спектакль проходит необычный персонаж – некая тень, олицетворяющая верховную власть, перед которой отчитывается Полковник. И в последнем разговоре тень слушает музыку, из-за которой весь сыр-бор, за которую арестовали ребят, и говорит: «А мне нравится».
Долго шла работа над спектаклем?
Всем коллективом театра проделана большая работа. Любой спектакль готовится как минимум год. От идеи до воплощения постановочная команда проходит длительный путь. Это не традиционные названия, которые ставились тысячу раз, и которые все знают вдоль и поперек. Здесь всё впервые. Например, ты знакомишься с музыкой, когда автор тебе её играет на фортепиано. Мы первый раз обращаемся к такой стилистике, хореографии, эпохе в целом. Ни оркестр, ни артисты не исполняли подобную музыку в таком количестве и качестве. Здесь сложнейшие вокальные партии, ансамблевые номера, где одновременно звучат несколько десятков музыкантов. Это авторский рок-н-ролл, джаз, который переплетается с интонациями из советской симфонической музыки. Такой синтез производит невероятное впечатление на слушателя. Я очень рад, что в этой постановке сотрудничаю с прекрасным молодым московским композитором Евгением Заготом, и что буду проводником его музыки к зрителю.

Кто ещё помогал вам создавать «Винил»?
Над мюзиклом работает команда, с которой ставлю уже далеко не первый спектакль: художник Юрий Наместников, балетмейстер Марина Суконцева. Хочу сказать спасибо главному дирижёру нашего театра Валерию Шелепову, который поднимает эту музыкальную глыбу.
Мюзикл очень населенный, много переодеваний, быстро сменяющихся сцен. Автор либретто, Карина Шебелян, – из мира кино, она мыслит телевизионным кадром и соответствующим монтажом. Это создает нужную мюзиклу динамику, но, вместе с тем, и определённые сложности для исполнителей, так как в некоторых сценах артистам нужно успеть переодеваться буквально за пятнадцать секунд, пока звучит оркестровый проигрыш.
Как будете воспроизводить атмосферу эпохи стиляг?
Специально для мюзикла собирали старые вещи из советского быта, чтобы максимально погрузить зрителя в мировосприятие тех лет, создать достоверный облик коммунальных квартир. Однако особая страница этого мюзикла, конечно же, стиляги. Мы сохранили стиль той эпохи: цветастые пиджаки, пышные юбки, прически с начёсами. Разумеется, подаем их с позиции сегодняшнего дня, как нам представляется эта эпоха.

Насколько актуален мюзикл о 50-60-х годах сейчас?
Это спектакль про молодёжь, которая хочет быть яркой, непохожей ни на кого, хочет творить, быть услышанной. В основе – конфликт отцов и детей, мироощущений, проблема неприятия и непонимания одних другими – вечные темы, которые для сегодняшнего поколения не менее актуальны, чем для ребят из 50-х. Просто в эпоху «оттепели» это столкновение проявилось очень ярко, с особым очарованием, а со временем и сильно поэтизировалось.
Сначала война, потом поднимали страну из руин – было не до рок-н-ролла. Вторая половина 50-х–60-е – время, когда люди смогли вздохнуть свободно. Подросло поколение, которое мыслило по-новому, было готово жить по-другому. Можно проводить много параллелей с сегодняшним днем. Но то, что данная эпоха интересна – факт. Когда в марте на «Театральной ночи» мы презентовали «Винил» и заявили дресс-код – 60-е, в театр пришло огромное количество молодых ребят, одетых под стиляг. С начёсами, яркими галстуками, брюками в трубочку, пышными юбками, сумасшедшими пиджаки. Где они это находили? Было очень приятно. А что касается непосредственно мюзикла, он будет интересен большому кругу зрителей. Это интересная история, классная музыка, к которой трудно остаться равнодушным, яркие костюмы, эпатажные танцы, оркестр – в общем все то, что любят зрители самого музыкального.

Музыкальный театр, 26, 27 и 29 июня, 19:00
Билеты можно купить на сайте театра.
Билеты можно купить на сайте театра.