Главные слова: современный театр
Специальный проект «Культуры24», посвященный главным словам в искусстве. В первом материале — современный театр.
Любой театр начинается именно с этого — с выбора места при покупке билета. Лучше всего вам будет видно спектакль из партера, билеты здесь обычно самые дорогие. Амфитеатр — пространство сразу за партером и ничем не хуже, только если вы не любитель пристально следить за каждым движением актеров. Обычно амфитеатр от партера отделяет проход. Бельэтаж находится прямо за амфитеатром, может быть на небольшом возвышении. На самом верху — балкон. По обеим сторонам от партера, почти на сцене, находятся ложи — это небольшие пространства с отдельным входом.
Капельдинер — работник театра, проверяющий билеты, провожающий зрителей к их местам и следящий за порядком в зале. Если вы не знаете, с какой стороны лучше зайти в зал — ищите именно этого человека.
Avant-première — предварительный показ, после которого в спектакль могут быть внесены изменения. Премьеры бывают позже и в них уже все по-настоящему.
Творческий сезон чаще всего заканчивается в июне и начинается в сентябре. В этот период артисты какое-то время отдыхают (да, их работа — это не всегда праздник) или уезжают на гастроли в другие города и страны. В конце лета начинаются репетиции. Обычно закрытие и открытие сезона — это отдельные знаменательные события, на которые билет может купить каждый.
Пример: у кого и когда начнется творческий сезон в этом году мы рассказываем здесь.
Гастроли — если видите это слово на афише, значит к нам приехали гости из других театров. И показывать они будут, скорее всего, все лучшее сразу.
Пример: проект «Большие гастроли» в этом году позволил увидеть лучшие спектакли астраханских, петербургских и пермских театров.
Аплодисменты — тут вроде все понятно, уж хлопать-то мы все умеем, но в этом деле очень важно знать меру. Хлопать не слишком сильно и не слишком вяло — лучший совет. И помните, больше трех вызовов на сцену — явный перебор, актеры и так были на сцене достаточно долго.
Иммерсивный спектакль, спектакль-квест, спектакль-променад — все это по сути одно и тоже. На таких спектаклях предлагают покинуть места в привычном зрительном зале и отправиться бродить по лабиринту комнат, коридоров, лестниц, а иногда и улиц. Слоняться, кстати, вы будете не хаотично, а по заданному режиссером маршруту. Обычно, чтобы передать волю создателей, на вас на входе надевают наушники, откуда и доносятся инструкции. Вы можете им следовать — скрыть лицо за маской, не произносить не звука, станцевать, а можете все это проигнорировать — заставлять никто не будет, но так совсем скучно получится. Поклонники жанра ценят такие спектакли за атмосферу и за возможность не сидеть неподвижно в кресле.
Пример: променады «Гдетство» и «Ю» от проекта «Театр на крыше». И тактильный спектакль «Сновидения» от театра «Вспышка».
Вербатим — это технология создания спектаклей документального театра. Его суть в глубинных интервью, которые актеры проводят с реальными людьми из реальной жизни. Записанные тексты дословно расшифровываются драматургом и точно воспроизводятся на сцене. Это могут делать как обычные люди, так и актеры.
Пример: большинство спектаклей московского Театра.doc.
Буффонада — обычно это бодро и весело. На сцене вы гарантировано увидите утрированно-комическую манеру актерской игры, основанную на резком преувеличении и окарикатуривании действий и черт характера персонажа. Именно благодаря этому всему и создаётся сатирический эффект.
Пример: философическая буффонада «Зеленая Птичка» в ТЮЗе и новый спектакль в Пушке «Лекарь поневоле».
Визуальный театр — здесь на первом месте «картинка», а уже потом — история, взаимоотношения персонажей и тому подобное. Визуальный театр обычно соединяет сразу несколько жанров. Найдется тут место драме и цирку, физическому и танцевальному театру. Видео и медиатехнологии, перформансы и инсталляции тоже имеют место быть.
Пример: мастера визуального театра в нашем городе — команда ТЮЗа во главе с Романом Феодори. «Алиsа», пожалуй, самый яркий пример.
Читка подойдет любителям минимализма. Декораций и костюмов при читке на сцене может и вовсе не быть. Только вы и актеры, воспроизводящие текст (часто прямо с бумаги). Читают с выражением — не заснете.
Пример: читки практикуют «Театр на крыше» с участием актеров театра Пушкина, театр «Вспышка».
Спектакль по мотивам… — обычно так пишут на афишах спектаклей, в основе которых всем известные тексты — Чехов, Островский, Достоевский и другие классики. Тексты то может и известные, но вот творит с ними режиссер все, что душе его творческой угодно. Для современного режиссера классика — это всегда широкое поле для интерпретаций. От исходного сюжета могут остаться герои и цитаты, но вот время или место действия могут быть изменены, а акценты сдвинуты. Не забывайте, что спектакль — это не пьеса, разыгранная в лицах, а самостоятельное произведение. Оно может называться так же, как и знакомый вам текст, но это другое сочинение, и создал его другой автор. Имеет право.
Пример: «Дядя Ваня» по Чехову и «Преступление и наказание» по Достоевскому в театре Пушкина и «Мухи» по Сартру в ТЮЗе.
«Золотая Маска» — театральный «Оскар» в России. Выдвижение на премию — это безусловная рекомендация. У премии множество экспертов, которые ездят по стране и отбирают лучшие театры и спектакли. Это отработанный механизм, который помогает находить и отмечать по заслугам какие-то выдающиеся явления.
Молодой драматург — так уж повелось в современном театре: чтобы увидеть хороший спектакль не обязательно гнаться за знакомым всем именем. У начинающих драматургов выходит не хуже. Спектакли по их сценариям ставят и в красноярских, и в столичных театрах. Эксперименты нынче в моде, а молодые на них горазды.
Пример: спектакль «Ельцин.gif» по пьесе Анны Агаповой и «Земля Эльзы» по тексту Ярославы Пулинович.
Катарсис — именно так называется чувство, когда после спектакля у вас нет слов, чтобы описать все то, что вы только что видели. Обычно при катарсисе мысли о спектакле не отпускают еще несколько дней.