20 сентября 2018
Как строился Красноярск: 10 шедевров городской архитектуры век назад и сегодня
Роскошные торговые дома, старейшая в городе пожарная часть, средневековый замок в центре Красноярска и особняки для светских вечеринок купеческих жен — изучаем историю легендарных городских зданий и смотрим, как они выглядят сейчас.
Отделочные работы по оформлению фасада здания музея Приенисейского края (ныне Красноярский краевой краеведческий музей). Фотограф неизвестен. Конец 1920-х годов
Богато иллюстрированная уникальными историческими снимками книга красноярского архитектора Ольги Успенской «Провинция. Архитектура Красноярска конца XIX – начала XX столетия» вышла в сентябре этого года при поддержке государственной грантовой программы Красноярского края «Книжное Красноярье».
Издание представляет собой сборник статей — настоящее погружение в историю архитектурного Красноярска. Оно знакомит читателя с памятниками архитектуры и зодчими, которые проектировали и строили город на берегу Енисея в конце прошлого века и в начале нынешнего — Сергеем Дриженко, Владимиром Соколовским и Леонидом Чернышевым и другими архитекторами.
Когда в архитектуре нашего города безраздельно господствовал классицизм, в какие годы он начал все больше разбавляться, а местами и вовсе вымещаться эклектикой, и к какому времени в архитектуре Красноярска наиболее полно раскрылось все многообразие стилевых направлений. Обо всем этом Ольга Успенская подробно рассказала в соавторстве с красноярскими экспертами и учеными СФУ.
Внимательно изучив книгу, мы отобрали 10 значимых творений красноярских архитекторов, созданных более века назад, погрузились в их историю и посмотрели, как они выглядят в наши дни.
На снимке слева: Покровская церковь в праздничный день. Фотограф неизвестен. 1910-е годы.
Один из немногих памятников стилистики енисейской школы сибирского барокко XVIII века в традициях русского и украинского культового зодчества. Старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска.
Ранее на этом месте стояла деревянная народная изба. Церковь заложена в 1785 году, выстроена к середине 1795-го «тщанием прихожан и доброхотных дателей». До строительства каменного здания деревянные церкви Покрова трижды возводились в разных местах Красноярска, причем одна из них, построенная в середине XVII века в юго-западной части посада, располагалась рядом с этой избой.
В 1784 году прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским, при поддержке протопопа Алексея Михайловского обратились в Тобольскую духовную консисторию за разрешением построить каменную приходскую церковь, «уверяя, что средств и материалов для этого будет достаточно». Получив благословенную грамоту, прихожане 322 дворов (жители города и подгородных деревень) выбрали «церковным строителем» отставного дворянина Михаила Юшкова — потомка старинного рода красноярского казачества. Сооружение храма поручено енисейским мастерам — Степану Лещеву, Виталию Гатилову, Ивану Помаскину, Алексею Казаретину и братьям Ивану и Савве Федорову.
Вначале предполагалось назвать церковь Богоявленской, но 2 апреля 1785 года большинством голосов прихожане дали ей имя Покровской. Права приходского сообщества были широкими: совместное утверждение «образца» (проекта), сметы расходов, контроль через выборного старосту и «церковного строителя» за ходом работ. Объяснялось это тем, что все расходы по возведению церкви и содержанию ее причта брали на себя именно прихожане.
Выполняли прихожане и вспомогательные работы: подвозили кирпич, лес и воду, заготавливали бутовый камень, охраняли материалы. В новый каменный храм перенесли иконы старой деревянной церкви Покрова и многое из внутреннего убранства: так, например, на колокольне оказались все три колокола, перенесли сюда и слюдяные оконницы.
Церковь одноэтажная, трехчастной структуры главного объема колокольни, с просторной трапезной. Живописные многоярусные завершения храма и колокольни выполнены в традициях барокко. Фундаменты ленточные, из бутового камня, стены и своды кирпичные, кровли железные по деревянным стропилам. Площадь около 420 м2, ширина — 18,6 м, общая высота колокольни с крестом — 28 м.
В 1840-м выполнена постройка притвора, ризницы, просвирни, заново отштукатурены фасады. В начале 1870-х по проекту губернского архитектора Г. Я. Судовского добавлены пристройки с запада, а в церковной паперти с левой стороны в стене сооружена арка. Хорошо сохранилась ограда из кованых решеток на кирпичных столбах. Фасады богато декорированы с использованием около 20 видов кирпича.
В дальнейшем архитектурный облик здания существенно не менялся, поэтому Покровская церковь хорошо сохранила свою первоначальную композицию и элементы декоративно-пластической разработки стеновых поверхностей. Церковь действовала до 1935 года, а затем с 1945-го по 1961-й. В 1962 году добавлены деревянные перегородки, и здание было приспособлено под скульптурные мастерские. В конце 1970-х реставрированы кровели, позолочены главки и кресты, стены окрашены в терракотовый цвет с белыми деталями. В 1989 году церковь вернули общине, а в середине 2000-х здание Покровского Кафедрального Собора вновь обрело свою историческую расцветку.
Современный адрес — ул. Сурикова, 26.
На снимке слева: трехквартирный жилой дом мещанки Ф. Г. Цукерман на Благовещенской улице. Фотограф неизвестен. 1913 год.
Деревянное двухэтажное здание (на кирпичном цоколе) в стиле модерн с романтическими мотивами псевдоготики появилось в 1911 году по проекту Соколовского. Ранее на этом месте стоял дом, построенный в 1984 году — Соколовский реконструировал его и полностью изменил облик.
Дворцовый характер постройке придает сложная объемно-планировочная структура с крышей разной высоты, высоким чешуйчатым шатром со шпилем, острым силуэтом и богатым убранством. Дом находился в ряду каменной застройки, сохранилась лишь эта часть бывшей крупной городской торгово-жилой усадьбы богатых купцов Фримы Гершевны и Элии Марковича Цукерманов (на участке находились три флигеля, каменные дом и конюшня, амбар, склады, огород).
После революции Цукерманы эмигрировали в США, дом был национализирован — последовательно здесь находились политехникум, Красноярская коммуна, общежитие летчиков. В послевоенное время в нем размещались жилые квартиры. В 1986-1989 годах проведена реставрация с восстановлением утраченных элементов. 6 июня 1997 года в доме Цукерманов открылся Литературный музей им. В. П. Астафьева.
Современный адрес — ул. Ленина, 66.
На снимке слева: торговый дом Петра Ивановича Гадалова на углу Воскресенской улицы и Театрального переулка. Фотограф неизвестен. Конец 1907 года.
Трехэтажное каменное здание в виде замкнутого каре на углу перекрестка улицы Кирова и проспекта Мира формирует значительную часть квартала в историческом центре Красноярска.
Построено на большой усадьбе по заказу купца 1-й гильдии, золотопромышленника и мецената Ивана Герасимовича Гадалова. Первоначально сооружение возводилось с 1879 года по проекту архитекторов С. Н. Нюхалова и В. А. Шкалина. В 1881-м частично разрушилось из-за строительных ошибок. В 1883-м к работе подключился инженер-архитектор М. Ю. Арнольд. В 1913-м по проекту В. А. Соколовского и В. Н. Заметаева проведена реконструкция фасадов в стиле эклектики. Угловой поворот отмечен высоким куполом. Строение отличается масштабом членения фасадов, развитым декором, различным ритмом и обрамлением оконных проемов.
Разработанный Соколовским плоскостной неоклассический декор, контрастирующий своей белой окраской с основным цветом стен, позволил расчленить и композиционно организовать протяженный монотонный фасад с равномерной сеткой проемов. Среди деталей, имеющих классицистическое происхождение — ордерные пилястры, треугольный фронтон, венчающий большое трехчастное окно, орнаментальные мотивы (традиционные для архитектуры классицизма лепные венки и гирлянды).
С момента постройки и до 1920 года весь первый этаж занимал самый крупный в городе универсальный магазин мебели и мануфактуры. Главная контора торговой империи И. Г. Гадалова находилась в Москве, где он и умер в 1908 году. Его сын П. И. Гадалов после смерти отца стал владельцем всех магазинов — при нем была сделана пристройка по переулку с каменными кладовыми во дворе.
С 1897 года в течение 20 лет в здании работали окружной суд и канцелярия губернского прокурора, в 1915-1917-х действовала канцелярия Военно-промышленного комитета. Сегодня в здании располагается корпус Красноярского аграрного университета.
Современный адрес — пр. Мира, 90.
На снимке слева: двухквартирный жилой дом с кондитерской М. М. Зельмановича на углу Гостинской улицы и Покровского переулка. Фотограф неизвестен. 1911 год.
Дом торговца мясом и кондитерскими изделиями Моисея Хаимовича Зельмановича на перекрестке Гостинской улицы и Покровского переулка возведен в 1910-1911 годах по проекту Соколовского.
Художественное решение каменного двухэтажного здания основано на сочетании элементов различной стилевой принадлежности — ренессанса, барокко, модерна. Угловой разворот отмечен фигурным аттиком и куполом со шпилем. Над большим балконом — аттик с вензелем «МЗ», по обеим сторонам кирпичные трубы, на которых восседают «на дельфинах» Купидоны.
На первом этаже работала популярная в городе «Варшавская кондитерская», а в 1912 году была открыта первая в Красноярске молочная. На втором этаже жил купец Зельманович со своей семьей.
После революции в доме размещалось переселенческое управление, с середины 1920-х — краевое музыкальное училище. Долгое время его зал был единственным специализированным для концертов камерной музыки. Во время войны здание отдали под квартиры для эвакуированных. С 1960 года и по сей день здесь находится детская музыкальная школа № 1.
Современный адрес — ул. Сурикова, 19.
На снимке слева: городская пожарная Благовещенская 2-я часть на Благовещенской улице. Тактическое учение. Фотограф неизвестен. 1910 год.
К концу XIX века Красноярск пережил три опустошительных пожара — в 1735 году, в 1773-м, который почти полностью уничтожил деревянный Красноярск и самый страшный пожар в 1881 году, когда за одну ночь выгорело 15 кварталов. Поэтому возведение пожарного депо и регулярные тактические учения пожарных, были для города жизненной необходимостью. И уже на плане Красноярска 1894 года присутствует, возведенное при содействии главы Вольно-пожарного общества (ВПО) П. К. Гудкова, здание пожарного депо на улице Благовещенской.
В 1909 году противопожарная комиссия Красноярска решила построить новое машинное здание для 2-й пожарной части — прежнее, «построенное в 1881 году, настолько обветшало, что грозит падением». К тому же оно не соответствовало состоянию пожарного дела, которое требовало, «чтобы экипаж: лошадь и служитель, находились в одном здании, что значительно ускоряет выезд обоза».
Для постройки пожарной части в марте 1909 года комиссия приняла проект, составленный городским архитектором Сергеем Дриженко. Первоначальный его проект управе и противопожарной комиссии не понравился: они нашли неподходящим фасад верхнего этажа, в особенности устройство окон и фронтона. Городская управа попросила архитектора изменить проект здания.
Строительство нижнего этажа шло успешно и в начале сентября 1910 года близилось к завершению. Однако у Противопожарной комиссии возникло предложение продолжить стройку, построить все здание вчерне. Верхний этаж предназначался для размещения брандмейстера и служителей. Выложенные стены за зиму просохли и с весны 1911 года приступили к окончательной отделке здания.
Уже в начале ХХ века здание пожарного депо освещалось электричеством. На фотографии, сделанной в 1910 году, показаны учения, которые регулярно проводились вольно-пожарным обществом. Сегодня в этом здании размещена Пожарная часть № 1 Центрального района Красноярска — самая старая пожарная часть города.
Современный адрес — ул. Ленина, 59.
На снимке слева: особняк Евдокии Петровны Кузнецовой на углу Воскресенской улицы и Благовещенского переулка. Фотограф неизвестен. 1911 год.
В 1820-е годы красноярский купец и золотопромышленник Иван Кириллович Кузнецов, разбогатевший на торговле чаем и пушниной, купил дом купца 3-й гильдии И.Тюрепина и начал строить рядом для себя новые дома, флигель, конюшню и завозню. Затем Кузнецов скупил соседние дома и усадьбы: каменный дом И. Галкина, угловой дом мещанина Агапитова, деревянный дом Фортуната Петухова. Образовалась богатая городская усадьба — так называемое Кузнецовское подворье (ныне квартал проспекта Мира и улицы 9 января).
Здание конторы Кузнецова было построено в 1865-1874 годах по раннему образцовому проекту в стиле классицизма художника-архитектора А. Ф. Хейна. Дом и сегодня выглядит очень элегантно. Повышенная средняя часть, широкий фриз, отделанный филенками — причем, только деревянными. Окна по фасадам отличаются и в размерах и в количестве. В плане дом имеет почти квадратный вид. От парадного входа с внутренним тамбуром и лестницей берет начало широкий вестибюль, проходящий через все здание с запада на восток. Дом оштукатурен «под камень» по фасадам, что придает ему вид кирпичной кладки.
После смерти Петра Ивановича его контора стала жилым домом — достроила его в 1893 году дочь купца Евдокия Кузнецова. Интерьер дома создавался с учетом наличия картинной галереи и зимнего сада. За этим домом и закрепилась слава «художественной галереи». В северной половине плана расположены два кабинета, маленькая комната и через коридор средний квадратный зал. Скорее всего, кабинетом («конторой») служил квадратный северный зал. В подвальном этаже размещалась большая печь для калориферного отопления и две печи поменьше под колоннами-воздуховодами в вестибюле.
Сегодня здесь находится «Дом семейных торжеств», в котором еженедельно проходят десятки бракосочетаний.
Современный адрес — пр. Мира, 24.
На снимке слева: типо-литография, переплетная и фабрика каучуковых штемпелей М. Я. Кохановской на Воскресенской улице. Фотограф неизвестен. 1911 год.
Двухэтажное каменное здание в стиле модерн построено в 1908-1910 годах по проекту Соколовского. Композиция постройки продиктована установившимися к тому времени на центральных городских улицах приемами высокоплотной застройки: на боковых фасадах отсутствуют окна — предполагалось примыкание зданий на соседних участках. Дом имеет функционально обусловленную двухсоставную структуру: парадная и более узкая производственная часть, вытянутая вглубь квартала.
Основной фасад насыщен пластическими деталями с разнообразием декора. Балконы, опирающиеся на массивные кронштейны, являются его главным украшением — в изогнутые формы их бетонного ограждения органично включены решетки великолепной ковки. Ярко выделяются лепные растительные узоры и объемные маски. Скульптурные работы выполнены Александром Григорьевичем Поповым.
На первом этаже размещались магазин и печатный цех типографии, второй этаж занимали жилые комнаты. Хорошо сохранились структура и многие элементы интерьера.
Дом принадлежал супругам Михле Янкелевне и Юделю Мееровичу Кохановским — издателям и соредакторам многих либеральных красноярских газет: «Сибирская мысль», «Красноярский хроникер», «Енисейская мысль», «Красноярецъ», «Голос народа» и др.
Кохановская приехала в Красноярск в середине 1880-х вслед за мужем — политическим ссыльным. Ею и была основана типография (первоначально находилась в другом месте) — совместно с будущим городским головой П. С. Смирновым. В 1900-м имущество разделили: Смирнову отошел дом, Кохановским досталась типография, которую они затем перевезли в новое здание по проекту Соколовского. Кохановский был талантливым литографом, издателем серии почтовых открыток. В 1906 году получил свидетельство на право торговли в открытом здесь же «писче-бумажном магазине»: продавал печатные машины, детали к ним.
С 1924 года в доме размещались редакция, типография газеты «Красноярский рабочий» и книжное издательство. С послевоенных времен и по сей день — лаборатории СибНИИ геологии и минерального сырья и типография института.
Современный адрес — пр. Мира, 55.
На снимке слева: особняк В. Н. Гадаловой на углу Гостинской улицы и Дубенского переулка. Фотограф неизвестен. 1906 год.
Квартал по ул. Парижской Коммуны (ранее — переулок Дубенского) 100 лет назад называли «гадаловским»: большая часть строений находилась во владении этой богатой семьи.
Особняк Веры Николаевны Гадаловой — яркий памятник архитектуры в стиле неоренессанс начала XX века. Построен в 1904 году по проекту Соколовского. Здание решил построить именитый купец и почетный гражданин П. И. Гадалов для торжественных приемов, устраиваемых супругой. В ее честь над входом установлен кованый металлический вензель «ВГ».
Чтобы учесть все пожелания, архитектор, вместе с заказчиком, специально ездили в Италию — там они присматривались к небольшим дворцам-палаццо. По их впечатлениям и появился проект здания, совмещающий в себе классический итальянский стиль и модерн, выразившийся в растительных орнаментах, эркерах круглой формы, ризалитах и витражах.
Из-за углового положения одноэтажный каменный дом имеет сложную композицию. Фасады богато оформлены декоративными нишами и накладками в форме раковин и гирлянд. Над карнизами поднимаются невысокие фигурные аттики с вазами. Наличники окон затейливо украшены маскаронами и волютами. Угловой разворот отмечен куполом со шпилем.
Своеобразную анфиладу составляют большие залы с треугольными нишами. Хорошо сохранились элементы интерьера вестибюля и угловой гостиной, выполненные в формах модерна: колонны, лепные маски, штукатурные тяги, филенчатые дверные полотна, фризы. Со стороны обеих улиц усадьба обнесена невысокой декоративной металлической оградой. Изысканный рисунок кованой решетки выполнен в характерных формах модерна.
В доме Веры Гадаловой с 12 по 16 сентября 1913 года останавливался знаменитый норвежский путешественник и филантроп Фритьоф Нансен. В память об этом на фасаде установлена мемориальная доска.
С 1924-го по 1982-й здесь размещалась детская профилактическая больница. Реставрация с приспособлением под художественный музей выполнена в 1982-1983 годах. Сейчас в особняке находится Художественный музей им. В. И. Сурикова.
Современный адрес — ул. Парижской Коммуны, 20.
На снимке слева: Губернская мужская гимназия на Благовещенской улице. Фотограф Л. Вонаго. 24 июля 1907 года.
В 1864 году губернатор Енисейской губернии, генерал-майор Павел Николаевич Замятнин предложил жителям губернии «оказать добровольные пожертвования для приобретения под гимназию дома». Спустя четыре года средства были собраны, куплен дом, построенный в 1830 году.
Первая мужская восьмиклассная гимназия была открыта 1 июля 1868 года. Здание сильно пострадало при пожаре 1881 года и в 1889-м состоялась закладка нового (в 1891-м пристроено к старому) по проекту архитекторов М. Г. Арнольда и Е. Н. Александрова в стиле эклектика.
Монументальное двухэтажное кирпичное сооружение с массивным входом, отмеченным лучковым фронтоном на колоннах, формирует целый квартал на Вейнбаума и Ленина. Пять высоких окон подчеркивают объем актового зала в бывшей домовой церкви. Над ними — антаблемент с профилированным карнизом, поддерживаемым рядом сухариков.
Завершает центральную часть фасада по ул. Ленина аттик с арочным проемом бывшей звонницы, увенчанной лучковым фронтоном. Вдоль карниза по периметру крыши — парапет из кирпичных столбиков, украшенных тягами. Между столбиками установлена ажурная металлическая решетка.
Здание мужской гимназии в Красноярске — значимый архитектурный элемент городской застройки конца XIX века. Памятник, связанный с жизнью и деятельностью видных революционеров, деятелей науки и искусства. Сегодня здесь находится факультет энергетики Политехнического института СФУ.
Современный адрес – ул. Ленина, 70.
На снимке слева: бывший особняк архитектора Л. А. Чернышева на улице Марковского. Фотограф неизвестен. 1920-е годы.
Яркий образец каменной архитектуры в стиле романтический модерн с мотивами псевдоготики. Дом, напоминающий маленький средневековый замок, и по сей день — заметный ориентир окружающей застройки.
Неудивительно, что талантливый архитектор мечтал жить в доме, построенном по собственному оригинальному проекту, который и был осуществлен в 1912-1913 годах. Жилые помещения размещались на первом и втором этажах, в деревянной мансарде — творческая мастерская, в цоколе — котельная (это был первый в Красноярске дом с паровым отоплением) и другие хозяйственные помещения.
Необходимые детали отопления, водопровода и ванной комнаты были заказаны по чертежам Чернышева в Варшаве. Интерьеры и мебель (часть которой сейчас хранится в фондах краеведческого музея) были выполнены также по проекту Чернышева. Сохранились металлические ограждения парадной лестницы, балконов и ворот, парные кованые флагштоки у въезда.
Стены выложены из бутового камня, облицованы кирпичом и оштукатурены. Именно конструкция стен из дешевого местного материала — бута (камень в то время использовали исключительно для фундаментов), привлекала внимание горожан своей экономической целесообразностью.
Во флигеле Чернышева регулярно проходили музыкальные пятницы, на которых бывали В. И. Суриков, С. Г. Дриженко и другие представители творческих профессий. После утверждения советской власти здание было национализировано и некоторое время использовалось как помещение для городских бань с раздельными по этажам женским и мужским отделениями. В конце 1920-х в дом и флигель усадьбы вселились «ответственные работники сов. учреждений». Сегодня здесь находится Служба по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края.
Современный адрес — ул. Марковского, 21.
Легендарные красноярские архитекторы
Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Сергей Георгиевич Дриженко (1876-1946) родился в семье потомственного дворянина Екатеринославской губернии. В 1898 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, а спустя 6 лет был направлен на производственную практику в Красноярск. С 1908-го по 1932-й служил городским архитектором Красноярска.
По его проектам в Красноярске выстроили множество зданий самого разного назначения. Особую любовь архитектор питал к кинематографу — проекты кинематографов занимают почетное место в творческой карьере Дриженко. Самый первый из них — деревянный — возвели в 1913 году в городском саду. Также зодчий активно участвовал в переоборудовании под кинематограф трех магазинов Семенова и Романова.
Стоит отметить, к сожалению, не дошедший до наших дней объект — электротеатр «Художественный» при усадьбе купца Н. Н. Гадалова в Почтовом переулке (ныне улица Перенсона).
Снимок из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Выполненное в стиле модерн здание особенно ярко показало Дриженко зрелым архитектором, чувствующим стиль текущей эпохи. Фотографии этого объекта, сделанные в разное время первой трети XX века, по сей день хранятся в фондах Краевого краеведческого музея. Эти снимки дают яркое представление о величественном облике произведения красноярского модерна. Композиционное решение фасадов здания удивительным образом перекликается с мотивами петербургских построек начала прошлого столетия.
Снимок из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Владимир Александрович Соколовский (1874-1959) родился в Режицком уезде Витебской губернии. В 1895 году поступил в Петербургский институт гражданских инженеров императора Николая I. После его окончания в 1901 году, по распределению был назначен младшим архитектором в Красноярск. С 1909 по 1916 год трудился в должности губернского архитектора.
Соколовский проектировал и строил инженерные сооружения (многочисленные мосты по Енисейскому почтовому тракту, водонапорные башни), городские общественные бани, жилые дома и особняки, магазины и доходные дома, народные дома, учебные заведения, культовые здания, кинотеатры. Он оставил красноярцам обширное творческое наследие — более 150 зданий по всему краю.
Снимок из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
В своих произведениях Соколовский мастерски сочетал несколько стилей и нередко использовал приемы эклектики. Пик творчества архитектора пришелся на 1907-1914 годы. В это время он создал такие объекты, как типография с трехэтажным жилым флигелем, здание Государственного банка, здание музыкального техникума, римско-католический костел, кинотеатр «Патеграф», ныне известный как Дом кино, здание Общественного собрания и почтамта, торговый дом купца Гадалова, а также школы, больницы, жилые дома. Все сохранившиеся постройки являются объектами культурного наследия и взяты под охрану государства.
Снимок из фондов Красноярского краевого краеведческого музея
Леонид Александрович Чернышев (1875-1932) родился в селе Сухобузимское Енисейской губернии в семье дочери священника и зажиточного крестьянина. В 1880 году семья Чернышевых перебралась в Красноярск. Во время учебы в мужской гимназии Чернышев сблизился с Дмитрием Каратановым и под влиянием художника М. А. Рудченко, квартировавшего в доме Каратановых, увлекся живописью и рисованием. Эти увлечения поощрялись В. И. Суриковым, который знал Леонида с детских лет, дружил с его отцом, а затем и с самим Леонидом Александровичем, несмотря на большую разницу в возрасте.
По совету Сурикова осенью 1892-го Чернышев едет в Москву и поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое успешно заканчивает в 1901-м. Спустя два года продолжает архитектурное образование при Императорской академии художеств в Петербурге в классе профессора А. Н. Померанцева. В порядке практики Чернышев в 1904 году участвовал в строительстве и отделке гостиницы «Метрополь» в Москве.
С 1906 года архитектор жил в Красноярске и выполнял проекты общественных и частных зданий для города и других населенных пунктов Енисейской губернии. Постройки и проекты Чернышева отличаются широтой типологического спектра. Среди них — краеведческий музей, доходные дома, магазины, школы, особняки, культовые здания и многое другое.
Снимки старого Красноярска взяты из фотоальбома «Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870–1970 гг.» (Черкашин В. В. Енисейская губерния, Красноярский край. История в фотографиях. 1870-1970 гг. / В. В. Черкашин, С. Г. Копцев. — Красноярск : Тренд, 2011. - 252 с.). , предоставленного Государственной универсальной научной библиотекой Красноярского края. В альбоме использованы фотографии от Архивного агентства Красноярского края, Красноярского краеведческого музея, ЗАО «Ионесси», Центра противопожарной пропаганды и общественных связей Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Красноярскому краю, из частных собраний коллекционеров Красноярска, Санкт-Петербурга, Москвы, из личных архивов Л. Киселева, Н. Винник, А. Фальковского, В. Александрова.
Современные фотографии и коллаж на обложке: Руслан Максимов/Культура24.