13 ноября 2018
Писательница Екатерина Кулиничева: «История о том, что партия заставляла советских спортсменов отпарывать три полоски с "адидасов" — миф»
Автор литературной новинки «Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви», спортивный журналист, историк моды (хоть и не очень любит, когда ее так называют), искусствовед рассказала нам о том, каково это — написать главную модную исследовательскую книгу года.
«Кроссовки» — это ваш книжный дебют. Легко было решиться на большую книгу?
Решиться — легко, а вот сделать — уже сложнее. Мы с главным редактором журнала «Теория моды» и редактором серии «Библиотека журнала «Теория моды» Людмилой Алябьевой много разговаривали про спортивную моду вообще и про кроссовки в частности, и в какой-то момент она сказала: «Надо делать книжку». Это было четыре-пять лет назад. Тогда мода на кроссовки еще не была такой очевидной и тотальной, как сегодня, но уже стало понятно, что тема большая и интересный феномен. К тому же интересных книг про кроссовки и сейчас не очень много, а на тот момент их было еще меньше. Я имею ввиду англоязычные издания. На русском языке не существовало совсем ничего. Проект получился довольно тяжелым. Я писала книгу так, чтобы она не была вторичной по отношению к зарубежным работам, а значит, нужно было найти вопросы, которые в них не поднимались, собрать материал, которого нигде еще не было. Одна из самых больших трудностей — это иллюстрации. Вопрос картинок — это вопрос денег, прав, покупки и переговоров. Подготовить издание с большим количеством иллюстраций стоит дорого, особенно если нужно иметь дело с зарубежными фотографами, музеями и агентствами. Могу сказать, что цена одной картинки по нашей теме часто доходила до 350-500 долларов. Неслучайно зарубежные коллеги для своих монографий часто специально получают грант, чтобы приобрести все права на печать изображений.
Писательница Екатерина Кулиничева
«Кроссовки» — это не просто развлекательный нон-фикшн, где на русском пересказывается кем-то собранный материал, а работа с постановкой новых исследовательских вопросов, интервью, поднятыми архивами, анализом периодики разных времен.
Как долго вы работали над самим текстом?Около двух лет. Изначально мы предполагали закончить к лету прошлого года, но в итоге рукопись ушла в издательство на год позже. Я очень благодарна НЛО (издательство «Новое литературное обозрение» — прим. редактора), что они терпеливо ждали эту книгу. Дело в том, что «Кроссовки» — это не просто развлекательный нон-фикшн, где на русском пересказывается кем-то собранный материал, а работа с постановкой новых исследовательских вопросов, интервью, поднятыми архивами, анализом периодики разных времен и так далее. Там много нового, чего раньше никто не делал. Насколько я знаю, например, историей производства и потребления спортивной обуви в СССР никто не занимался. Также как сообществом современных российских коллекционеров и энтузиастов кроссовок. Воспринимать коллекционеров кроссовок как фандом — тоже новая оптика, которую я предлагаю и аргументирую в книжке. Иногда, честно говоря, мне самой страшно вспоминать, сколько лет велась работа. В процессе этого не замечаешь.
Одна из задач, которые я ставила при создании книги — поставить историю спортивной обуви в более широкий контекст, соединить факты из истории кроссовок с теориями и идеями исследователей моды, костюма, потребления.
Вы считаете себя писательницей или исследователем?Это для меня две разные компетенции, два разных навыка, между которыми нет противоречия. Как приготовить еду и красиво ее подать, например. Что касается писательства, я этот навык понимаю так: красиво подать публике результаты собственной исследовательской работы и рассказать о находках коллег, которые относятся к этой или смежным темам. Чтобы людям было интересно читать. Книга написана простым, легким языком. Это мое осознанное решение, в котором Людмила Алябьева меня поддержала. В «Кроссовках» говорится про сложные вещи и не всегда простые идеи, но от намеренно усложненного как бы академического языка мы отказались. Хотя это была бы понятная стратегия: усложнить язык, как бы компенсировав тем самым мнимую «легкость» темы и предмета исследования. Это довольно распространенная практика в гуманитарной литературе, цель которой: чтобы читатели точно поняли — перед ними настоящая научная книга с больших букв «Н» и «К». Но тут я солидарна с такими знаменитостями как Ирвинг Гофман и Говард Беккер, которые считали, что академические книги могут быть написаны условно просто. Исследователь — это другая компетенция. Это умение ставить новые вопросы, искать источники и работать с ними. Одна из задач, которые я ставила при создании книги — поставить историю спортивной обуви в более широкий контекст, соединить факты из истории кроссовок, в том числе общеизвестные, с теориями и идеями исследователей моды, костюма, потребления.
Люди довольно часто ждут, что им будут рассказывать красивые байки про гения.
Исследовательские книги непросто воспринимаются аудиторией. В чем причина?Я не бы не стала говорить так категорично, особенно сейчас, когда все говорят о буме нон-фикшн. Тем более, что исследовательские книги бывают очень разные. И с англоязычной литературой это тоже очень заметно. Возможно, одна из причин — как раз в языке, когда автор скорее подразумевает разговор с узким кругом коллег, чем с широким кругом читателей. С книгами на темы моды и искусства действительно не все просто. Дело в самих темах. Люди довольно часто ждут, что им будут рассказывать красивые байки про гения, который в одиночку изобрел новый силуэт, например. Или не силуэт, а маленькое черное платье. Или создал шедевр живописи, сидя, весь такой одинокий и гениальный, в тиши мастерской и страдая от несчастной любви. Такие истории всегда идут на ура. Возможно, людям не хватает в жизни поэтики, красоты, магии, и они воспринимают моду и искусство как такой караван красивых историй. Научная литература может при таком раскладе показаться суховатой и скучной. Но, например, искусствоведение XX века от концепции гения-одиночки, обязательно идущего против системы по велению муз, в целом отошло, зато оно включило в свой инструментарий много новых источников знаний, в том числе условно «скучные» в глазах рядового читателя экономические документы. И это часто позволяет посмотреть на знакомые вроде бы вещи совершенно иначе.
В «Кроссовках» есть отдельная глава про резкое и негативное отношение мужчин к кроссовкам, как атрибуту повседневного женского гардероба, когда они только им стали. Борьба с каноничным женственным образом продолжается и сейчас. Например, голливудские актрисы снимают каблуки прямо на ковровой дорожке. Ваше отношение к этому?
Еще в восемьдесят пятом году актриса Сибилл Шепард пришла на премию «Эмми» в декольтированном черном платье-бюстье из бархата, длинных перчатках — женственнее образа не придумать, и ярких кроссовках для аэробики. Это было максимально резонансно. Шепард добавила огня, заявив, что ей не нужны каблуки, чтобы чувствовать себя сексуальной и она не хочет больше страдать в течение долгой церемонии. Так что это не новая история для красных дорожек. Я лично нормально отношусь к каблукам, у меня есть три пары парадных туфель, но надеваю я их редко. Моя работа подразумевает удобную обувь: много лет была спортивным журналистом, а на практике это часто означает необходимость быстро спуститься с трибуны в зону интервью на пару этажей, да еще на другом конце стадиона. Опять же, в Москве постоянно перекладывают плитку, так что передвигаться на каблуках совсем непросто. Если говорить о моих личных вкусах, то я ношу только кроссовки спортивных брендов, но, если кто-то не может жить без Gucci и Versace, ничего не имею против.
Без анализа прошлого и его ошибок, я убеждена, не появится ничего актуального. Ни кроссовок, ни одежды, ни модной индустрии.
Благодаря вашей книге мы узнали, что в России есть коллекционеры кроссовок. До вас никто не поднимал эту тему.В исследовательской литературе да, но материалы в СМИ, конечно, выходили. Мне сразу было понятно, что раз я русскоязычный автор и пишу в России, нужно делать главу о наших коллекционерах. Потому что кто это будет делать, если не мы. Американские коллекционеры больше известны в мире, потому что они сами про себя много пишут и рассказывают — молодцы, все делают правильно. И для них нет языкового барьера, потому что английский — язык международного общения, книги, журналы и статьи на этом языке могут прочитать во всем мире. С русским или японским уже сложнее. Я очень рада, что сделала эту главу. Из этой же темы выросла глава и про советское производство кроссовок. Изначально меня интересовало, как советский опыт повлиял на потребление современных россиян. А когда начала разбираться с советской историей спортивной обуви, оказалось, что там вопросов больше, чем ответов. Почему, например, несмотря на все предпосылки, у нас не появился свой Adidas, а в коммунистическом Китае есть свои большие спортивные бренды? Оказалось, что никто практически ничего не знает о кроссовках в СССР. Многие вообще удивляются, что они в то время существовали. То, что можно найти на эту тему в интернете — в основном байки и мифы. Большая проблема советского дизайна — его «бумажный» характер. До массового производства интересные разработки часто просто не доходили, оставаясь только проектом или в лучшем случае моделью — образцом, сделанном в одном экземпляре. Так что бывало и с кроссовками. Я видела эскизы многих других вещей в спортивном стиле, они бывают чудо, как хороши, но часто так и не доходили до серийного производства. В этом первая трагедия советского дизайна и дизайнеров. А вторая — в том, что их самих и их наработки очень быстро забыли, архивы многих проектных организаций в основном погибли. И информации в широком доступе нет. Поэтому появляются разного рода мифы. Мой любимый про то, что партия заставляла советских спортсменов отпарывать три полоски с обуви и одежды Adidas. В книге я подробно разбираю, почему такого, по-видимому, никогда не было. Найти информацию для этой главы было очень непросто. Вроде с момента распада СССР прошло не так много лет, а ощущение, как будто Древний Египет раскапываешь. Я нашла людей, которые работали в Доме моделей спортивной одежды, нашла его бывшего художественного руководителя Надежду Николаевну Большунову, но, когда пришла к ней и попросила показать эскизы, она ответила: «Я выбросила все несколько месяцев назад, мы думали, за этим уже никто не придет». В этот момент мне стало по-настоящему больно, потому что это очень горько. Работать с советским прошлым непросто. Но другого прошлого у нас нет. Если мы не будем серьезно исследовать историю своего дизайна, разбираться в теме, будут появляться такие вот байки про оторванные три полоски. Кроме того, без анализа прошлого и его ошибок, я убеждена, не появится ничего актуального. Ни кроссовок, ни одежды, ни модной индустрии.
Может быть, дело в том, что моду мало кто воспринимает серьезно? Вас это не обижает?
В интеллектуальном поле это давняя традиция — игнорировать моду и спорт. Или исключительно критиковать и то, и другое. А исследовать «эти ваши тряпочки» — нет, это не дело для серьезных ученых. Я к этому спокойно отношусь. Спортивная мода и спортивная вестиментарная культура вообще получаются таким изгоем среди изгоев. В этом смысле трудно было сделать более интересный выбор. Но я всегда стараюсь помнить, что нам сейчас уже намного проще, чем тем, кто начинал заниматься исследованиями моды несколько десятилетий назад — им приходилось намного сложнее. Недавно я читала студентам Шанинки курс о критическом чтении текстов о моде, к нему перечитывала книги из списка литературы и обратила внимание: во введении их авторам практически всегда приходится объяснять, зачем изучать моду в самых разных ее проявлениях, какой в этом смысл. Очень показательно. Но это большой отдельный разговор.
Фото: Руслан Максимов
Фото на главной: theblueprint.ru