27 ноября 2018
«Любая смелая идея должна быть предельно взвешенной, а не хайп ради хайпа»
В конце октября край узнал имя нового министра культуры и, разумеется, пообщаться с ним пожелали многие. Однако сам новоявленный лидер #КультураКрасноярья с публичными разговорами не спешил: на ТВ появлялся исключительно по рабочим поводам, а в сюжете о назначении сразу заявил — рассуждать на камеру пока не готов, нужно срочно погружаться в работу. Мы тоже решили терпеливо ждать, а спустя почти месяц встретились на Санкт-Петербургском культурном форуме и все же поговорили.
Аркадий Владимирович, как дела?
У меня или у культуры Красноярья? (смеется)
Для начала у вас...
Неплохо. Всегда хотел полностью владеть информацией, но, признаюсь, овладеть ей всецело пока не получается. А еще начал больше ценить время, которого сейчас мне катастрофически не хватает.
Не секрет, что отрасль культуры в крае бьет все событийные рекорды: тысячи спектаклей, сотни концертов, бесконечные выставки, а еще библиотеки и дома культуры, прикладное творчество, школы искусств. Не страшно? Разве вы мечтали возглавить эту махину?
Точно скажу, я не стремился занять это место. Но сделанное мне предложение принял с благодарностью. Это, прежде всего, вызов самому себе, а я достаточно азартен (смеется). Ну и, само собой, ответственен, поэтому постараюсь никого не подвести.
Как человек, который руководил балетным колледжем, может стать экспертом сразу в десятках разных направлений? Все-таки специфика у музейщиков или театралов слишком разная.
Конечно, мне слабо верится в таланты одного человека во всех областях одновременно. Но, во-первых, я не один. Та самая #КультураКрасноярья — это мощная и многоликая команда из опытных, талантливых, а также молодых и инициативных профессионалов, которая складывалась десятками лет. Теперь мы вместе, а потому планирую принимать решения, опираясь, в том числе на мнения настоящих экспертов.
Во-вторых, умалять свой прошлый опыт тоже не хочется: руководство образовательным учреждением дает свои плюсы. Я ведь не из торговли пришел сюда: мне хорошо знаком весь культурный цех: авторы, стили, постановочные решения, культурные тренды — все то, чем живет любой нормальный управленец в области искусства. Прошлый опыт сформировал особые правила: как Суворов, свято отношусь к дисциплине — прежде всего, конечно, в отношении себя, но и в отношении коллег, а в отношении молодежи особенно. Да, на новом месте огромный вал информации, но хочется разогнать свой внутренний процессор на максимум, чтобы он все систематизировал и работал еще быстрее.
Танцевать для жителей края будете?
Может я кого-то расстрою, но, пожалуйста, не ждите от меня танцев (смеется). Эта тема для меня навсегда закрыта. За свою карьеру в балете сыграл всех принцев, графов и князей, свои лучшие партии станцевал, хореографические мечты исполнил все.
С кем уже успели встретиться, познакомиться?
Начал с того, что мне знакомо — театры. Тем более, впереди тематический год. Сверили наши системы координат с директорами, обсудили дефицит режиссеров, художественных руководителей. Сейчас ведутся переговоры с конкретными людьми в Москве и Петербурге, надеюсь, получится вернуть в край земляков, которые преуспели на больших землях и других высококлассных профессионалов для развития театрального дела в регионе.
Не скрою, меня волнует положение ансамбля Годенко (Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, — прим. Культура24). Полтора года коллектив первого эшелона находится без творческого лидера. В коллективе, который давно стал визиткой и брендом не только края, но и страны, так быть не должно. Об этом тоже говорил в первую очередь с руководителем ансамбля.
Благодаря КРЯКК встретился с Ириной Дмитриевной (Прохоровой, — прим. Культура24), с которой обсудили возможность создания масштабного детского театрального фестиваля. Вообще хотелось бы, чтобы форма фестивалей вышла качественно на новый уровень.
В Год театра ждем новые фестивали, получается?
Разумеется, не только их. Уже есть конкретный план, поверьте, он более чем разнообразен. Основной принцип — оставить в крае после Года театра культурное наследие. Поэтому помимо привозных спектаклей, артистов и худруков должны быть образовательные и дискуссионные события, которые нас самих взбодрят и заставят думать об эффективности.
Продолжатся известные форматы, в качестве и серьезности которых сомневаться не приходится — фестиваль юного зрителя «Язык мира», федеральный проект «Культура малой Родины», театральный марафон, благодаря которым в процесс включатся абсолютно все театры края, получив возможность улучшить свою материально-техническую базу и обновить репертуар новыми постановками. Ну и обязательно будет первый фестиваль имени Хворостовского.
Вас не раздражает, что его имя становится культурообразующим для края?
Здесь оговорюсь сразу. По-моему, кроме бренда здесь нужно хотя бы попытаться увидеть простую идею благодарности земляков за безграничный талант. В настоящее время имя артиста носят объекты, имеющие прямое отношение к его жизни и творчеству, ничего лишнего. Гении тем и велики, что после смерти их имя и дело живет, продолжая влюблять, в данном случае, в музыку. Разве это плохо?
У министра Зинова есть стратегическое видение развития отрасли?
Есть конкретное понимание элементарных вещей. Как в математике. Так, фестивали-пустышки можно финансировать до бесконечности — сухого остатка не будет. Другой пример: поставлен амбициозный яркий спектакль — его посмотрели почти сто тысяч человек за 2,5 года и еще лет пять будут аншлаги. Вопрос: что эффективнее? Ответ очевиден.
Мне интересно работать не над сиюминутными эффектами, а над тем, что дает результат. Отчасти поэтому я не планирую баловать своих подписчиков в соцсетях ежедневными открытками из серии «пошел работать в поля».
Будете подтягивать офлайн-культуру?
Подтягивать высокую культуру, остальное подтянется.
Люди в культуре амбициозны и противоречивы во взглядах. Как укротить сибирскую богему?
Я привык говорить тихо, но конкретно. При этом, обычно, люди меня слышат.
Вопрос от молодежи: за какую культуру «топите» — классика, модерн, эксперименты? Недавно на сцене филармонии варили вермишель и пели об этом оперными голосами — как вам такое?
Слушайте, великий балетный дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева в глубоком советском прошлом танцевал номер под названием «Матч», где в спортивной форме играли в большой теннис посредством балетного искусства. Наш с вами земляк Михаил Годенко в свое время очень смело обошелся с имиджем народного жанра, за что его многие и полюбили.
Искусству нужна дерзость, хулиганить можно и нужно. Просто любая смелая идея должна быть предельно взвешенной, а не хайп ради хайпа. Всему нужна мысль. А между классикой, модерном, авангардом должен быть соблюден баланс.
Молодому поколению что-то кроме современного искусства нужно ли?
Поверьте, у нас не самая плохая ситуация в плане вовлеченности молодежи. Видел сам, во многих странах Европы завсегдатаи культурных событий — это исключительно люди пенсионного возраста. Я имею в виду симфонические концерты, спектакли классического балета и т.д., молодежи там не видно. Но этот пример в нашу пользу — не повод выдыхать, наоборот, нужно продолжать работу с, пожалуй, самой привередливой и требовательной аудиторией. Молодёжь сейчас, попав на какое-то представление, жаждет получить «вскрытие мозга» — какого-то экспириенса, эмоций, острых ощущений. И они, конечно, правы и вправе требовать. А наша задача показать, что культура — не просто развлечение, это немного про другое. Это когда катарсис, когда зритель наполняется энергией. А здесь уже вопрос к художникам: как этого эффекта достичь?
Блиц. Пройдемся по конкретным направлениям. C туризмом прощаемся?
Не прощаемся, а передаем туристское наследие в отдельное ведомство. Да, реструктуризация сложный процесс во всех отношениях. Минкультом проделана колоссальная работа — определены и разработаны маршруты, налажен контакт с туроператорами, проведен глубокий анализ всей мощной туристской базы огромного региона, принят новый краевой закон о туризме, создан профильный туристско-информационный центр. И теперь да, все это собрание отдаем. Но, нет сомнений, в этом есть смысл.
Продолжаем модернизацию библиотек?
Безусловно, двигаемся дальше. Но темп будет зависеть от двух вещей. Первое — от финансирования. Второе — от эффективности тех библиотек, которые уже прошли перезагрузку. Но в библиотеке, как ни странно, эффективность далеко не в посещаемости, как кажется на первый взгляд.
Цифра иногда — дура. Можно поставить какие-то сканеры на входе в библиотеку, которые дадут нам показатели. Но этот сканер не шепнет нам, что площади библиотеки арендовались в течение года под заседания каких-либо сторонних организаций.
Суть модернизации, пример которой мы сегодня можем наблюдать, в том, чтобы содержание привычной библиотечной формы, как хранилища, соответствовало времени. Это не просто склад книг, а современное удобное культурное пространство, центр творческого развития, если хотите. Я собираюсь серьезно отслеживать используются ли площади по-новому, реализуются ли на них запланированные идеи или все осталось на том же уровне, но в обновленных стенах.
Кадровая политика: по какому принципу будете казнить и миловать?
Любая должность в культуре — это не навсегда. Не может человек оставаться у руля какого-то процесса за заслуги, которые у него были 10-20 лет назад. Аншлаги, признания экспертов — простые и понятные критерии эффективности менеджера в мире культуры. Если творец остыл, успокоился, то нужно уступать место «горящему глазу». Я редко выхожу на открытый «гладиаторский бой» с человеком, если понимаю, что он перестал быть полезным делу. Чаще всего такие люди уходят сами, а потому мы можем даже продолжать нормально общаться.
Будете менять хэштег #КультураКрасноярья?
Пусть остается старый, ради бога. Само собой, любопытно было бы «обнулить счетчик» и понаблюдать за новой динамикой и статистикой. Но ситуация меняется быстро, сейчас хэштеги это уже не критерий мониторинга, а трофей. Да и хочется верить, что у успеха иная единица измерения.
Говорят, что у нас на культуру выделяется меньше средств, чем во многих соседних регионах…
В случае с нашим бюджетом, мы имеем денег ровно столько, сколько имеем. Будем увеличивать их объем за счет привлечения спонсоров и федеральных средств. Сохранить лучшее и повысить эффективность — в таком направлении двигаемся.
Чего Аркадий Зинов никогда не сделает на посту министра?
Он точно не собирается становиться художественным руководителем всей культуры края.
Фото: Александр Нерозя