Главные слова: современное искусство
Составили для вас список слов, которые чаще всего мелькают в местных музейных программках, афишах и анонсах.
Что вообще такое современное искусство? Начнем с того, что в каждом периоде времени есть современное ему искусство: например, Боттичелли был современным художником эпохи Возрождения. С точки зрения языка профессионалов, «современным» называется то искусство, которое было создано после Второй мировой войны. Все, что создано до этого в ХХ веке — это модернистское искусство.
Но не каждую созданную в наши дни картину или скульптуру тут же примут в музей современного искусства. Для музеев и галерей важно искусство в контексте сегодняшнего дня, оно должно реагировать или комментировать его. Так, морской пейзаж «а-ля Айвазовский», написанный студентом, не является современным искусством. Да, он создается здесь и сейчас и даже может лично вам очень нравиться, но эта картина никак не отражает современный контекст и ничего нового не создает. Туда же можно отнести и очень красивые фотографии заката или съемку для глянцевого журнала. Есть, конечно, исключения, но они бывают редко.
Итак, чего ждать в музеях современного искусства?
Главное событие для всех поклонников современного искусства — биеннале. Так называют крупномасштабную групповую выставку, которая проходит раз в два года. Исторически первой и по-прежнему самой влиятельной арт-биеннале в мире является Венецианская, основанная в 1895 году. В нашей стране первая биеннале состоялась в 1995 году в Красноярске, в нынешнем Музейном центре. У этого события всегда есть определенная тема и несколько частей: экспозиционная, образовательная, музыкальная и паблик-арт. Работы для биеннале делают ныне живущие художники (и не только местные).
Одна из самых влиятельных фигур в искусстве — куратор. Его можно сравнить с кинорежиссером: куратор не просто технически организует процесс, но и является соавтором. Именно он определяет актуальность той или иной темы, активно сотрудничает с художниками, помогая им воплощать их идеи и проекты. Куратор также пишет профессиональные искусствоведческие, критические и теоретические тексты.
А что же делают современные художники?
Реди-мейд — это самый обычный бытовой предмет, превращенный художником в произведение искусства. Самый знаменитый, пожалуй, пример — перевернутый и водруженный на подиум писсуар Марселя Дюшана, получивший название «Фонтан». Дюшан не создавал этот объект своими руками, но он тот, кто придал ему новый художественный смысл.
Марсель Дюшан. Фонтан. 1917 год. Wikimedia Commons / Philadelphia Museum of Art
Инсталляция — это уже не просто объект, а пространственная экспозиция, которую художник выстроил по определенному сценарию. Все предметы расположены в соответствии с художественным замыслом. Отличительная черта инсталляции — использование художником абсолютно всех видов материалов. Это может быть и просто дерево, металл, бумага, камень или, например, переработанные материалы, высокотехнологическое оборудование и так далее.
К слову «инсталляция» часто прибавляют определение «тотальная». В первую очередь это указывает на масштаб: произведение заполняет собой все пространство целиком — всю комнату, весь дом или весь музей.
До 30 декабря на крыше «Площади Мира» вы можете видеть световую инсталляцию «Свобода», ее автор — арт-директор музея Сергей Ковалевский. Фото предоставлено Музейным центром «Площадь Мира».
Иногда произведением искусства становится конкретное действие художника или группы художников и зовется оно перформансом. Ключевые слова: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. То есть художник заранее выбирает место и время перформанса, прописывает сценарий и по мере возможностей предугадывает реакции зрителей. «Бабушкой искусства перформанса» называют сербскую художницу Марину Абрамович. Вы наверняка видели ее перформанс «В присутствии художника»: посредством внимательного взгляда она устанавливала контакт с любым желающим посетителем выставки. Перформанс 2010 года длился 736 часов и 30 минут, художница посмотрела в глаза 1500 зрителям.
Противопоставлен перформансу хеппенинг — это художественное представление происходит спонтанно, непродуманно, но все также с участием зрителей.
Паблик-арт — это искусство на улицах и площадях, в библиотеках, университетах и аэропортах, то есть точно не в музее.
Паблик-арт «Геометрия памяти» в рамках выставки «Тихие голоса», автор Петр Белый (Санкт-Петербург).
Видеоарт. Даже очень красивая реклама или музыкальный клип — это не видеоарт. Ему несвойственно быть коммерческим продуктом, он ориентирован на подготовленного зрителя в пространстве искусства — в музеях, галереях, на фестивалях.
Цифровая живопись. Художников работающих в этом направлении вы редко увидите с кисточкой в руках, но это не значит, что они не умеют рисовать. Просто вместо нее у них стилус, а вместо листа бумаги — графический планшет. Свои полотна, как и прочие современные художники, они создают с помощью воображения, но еще им помогают компьютерные программы.
Не стоит забывать, что современное искусство — очень непредсказуемая вещь. Возможно, когда вы дочитаете этот текст до конца половина из этих определений, обретет новое значение. Надеемся, что с вами этого не случится и вы сможете блеснуть знаниями на очередной выставке.
Кстати, о выставках. Чтобы ничего не пропустить, подпишитесь на наш телеграм-канал «Культурно и по делу», где мы рассказываем о самом классном. А если захотите узнать главные слова в современном театре, балете и опере, то заходите на страничку нашего спецпроекта.