Почему «Щелкунчик» — главная история Нового года
«Щелкунчик» есть в репертуаре любого уважающего себя классического театра. В декабре на него почти не попасть — билеты раскупают со скоростью света. Разбираемся, почему за историю Гофмана на музыку Чайковского, зрители готовы платить. Подсказка — все дело в авторах.
«Щелкунчика» придумал очень известный немец
Оригинальную сказку «Щелкунчик и Мышиный король» написал немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман еще в 1816 году. Его вдохновили дети друга — писателя Юлиана Гитцига — Фриц и Мари, чьи имена в итоге получили главные герои истории. Гофман часто читал сказки детям, и однажды придумал свой сюжет про кукол и мышей. В том же году повесть опубликовали, а первые читатели высоко ее оценили.
А потом сказку переписал не менее известный француз
Гофман умер в 1822 году, но его «Щелкунчик» продолжал кочевать из рукописи в рукопись на разных европейских языках. В 1845 году за сказку взялся самый популярный в то время писатель Александр Дюма-отец. В это время он уже написал знаменитых «Мушкетеров», которыми зачитывался весь мир. «Щелкунчика» француз не перевел, а именно переписал, добавил в него больше рождественского настроения, лирики и оптимизма. Версия Дюма пришлась по вкусу французскому двору больше мрачной истории с налетом готики Гофмана.Успешный театральный продюсер взялся за постановку
В 1891 году немецкая сказка, но с уже французским настроением ложится на стол директора Императорских театров Ивана Всеволожского, который двумя годами раннее организовал поставку балета «Спящая красавица» с хореографией Мариуса Петипа и музыкой Петра Чайковского. Чиновник решает, что опыт нужно повторить, и показывает текст главному балетмейстеру Мариинского театра Мариусу Петипа.Легендарный хореограф придумал движения, а гениальный композитор — музыку
Мариус Петипа внимательно изучает сказку и решает обратиться к недавнему партнеру по работе — Чайковскому. Однако, композитору французский вариант пришелся не по душе, поскольку «слишком бережно относился к детской душе». Чайковский взял за основу гофмановский романтизм и написал свой знаменитый балет за один год.
Успешный продюсер оказался еще и креативным художником
Удивительно, но директор Всеволожский никому не доверил костюмы нового спектакля, полностью нарисовав все эскизы. Кроме того, он лично подбирал и утверждал ткани и фурнитуру и тщательно следил, чтобы цветовая гамма максимально соответствовала изначальной художественной задумке, что в те времена было весьма сложно воплотить.
До сих пор для художников этот спектакль наиболее сложный — в классическом «Щелкунчике» около 150 различных костюмов. Снежинки, мыши, феи, солдатики — эту балетную армию готовят десятки сотрудников театра. Один танец снежинок — это несколько килограммов конфетти.
Самая популярная балетная традиция родилась на премьере
Премьера прошла в Мариинском театре в декабре 1892 года. На сцене — взрослые актеры и ученики театральной школы императорской труппы. Все юные актеры, которые играли «детей на елке», получили от Чайковского по коробке конфет. Отсюда, кстати, появилась традиция — каждый год в спектакле участвуют маленькие танцовщики. Красноярск не исключение, ежегодно ученики хореографического колледжа наряду с профессиональными артистами выступают на большой сцене Красноярского театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского.Самый популярный новогодний спектакль
Неудивительно, что балет имеет такой успех по сей день — над ним работали самые талантливые люди своей эпохи. После Революции постановка стала предметом экспорта — ее начали ставить на мировых сценах. Сегодня «Щелкунчик» — один из самых продаваемых спектаклей в рождественский и новогодний период. В разное время к нему приложили руку Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Морис Бежар, Мэтью Борн, Юрий Григорович и еще сотни постановщиков по всему миру. В России это спектакль-долгожитель — только на сцене Большого театра его давали более 500 раз. Трудно представить региональный классический театр без «Щелкунчика» в репертуаре.