Я — керамист: 3 истории
За последние полгода в Красноярске открылось, как минимум, три школы керамики. Это направление по популярности обогнало даже многочисленные мастер-классы по правополушарному рисованию, квиллингу и леттерингу. Красноярцы открыли для себя глину и с удовольствием лепят гранаты и монстеры. Мы встретились с тремя профессиональными керамистами и узнали, как превратить хобби в дело всей жизни.
Ната Югатова
Студентка второго курса Сибирского государственного института искусств им. Д.А. Хворостовского
В керамике я оказалась случайно — хотела поступать на архитектурный, сейчас очень рада, что не получилось, все-таки это очень техническая специальность, в ней мало творчества. Когда начала работать с глиной, поняла, что мне безумно это нравится. Держать в руках собственное изделие, дарить его кому-то — это непередаваемые ощущения.
Сейчас керамика набирает обороты по сравнению с тем, когда я поступала в колледж. Людей не интересовал ручной труд, они не понимали, почему все стоит так дорого, сейчас это популярно. Мне хотелось бы заниматься своим творчеством, делать выставки, при этом также создавать то, что можно продавать, но в моем стиле. Пока я учусь, но уже делаю маленькие заказы для знакомых, а с недавнего времени преподаю в гончарной школе «Колокол».
Чтобы начать свое дело, нужно неплохо вложиться. Самое дорогое — печь и гончарный круг — они стоят в районе 100 тысяч рублей. Если без круга еще можно обойтись, то без хорошей печи нет. Духовка разогревается до 300 градусов, а глина требует не менее 1000 для того, чтобы затвердеть. Так что ни духовка, ни микроволновка не справятся с обжигом, хотя некоторые в это верят (смеется).
Вообще по отцовской линии в моей семье много художников. Бабушка нарисовала логотип майонеза «Янта» и других местных иркутских продуктов. Отец разработал логотип байкальского молока, дедушкины работы находятся в местном художественном музее. Но самое интересное, что решение стать керамистом пришло ко мне само, а не под чьим-то влиянием. Видимо, гены взяли верх без моего ведома.
Татьяна Тхоренко
Соосновательница мастерской «Сорока»
Я мечтала с детства быть живописцем. Три раза поступала в училище в родном Алтайском крае, но меня не брали. Поступила в итоге на ДПИ, где одним из направлений была керамика. Я училась, но желание писать картины не пропадало. Когда я все-таки поступила на живопись, то через год поняла, что мне там очень скучно. Классическая школа русской живописи имеет строгие рамки — там даже с цветом толком не поработаешь. Как-то подруга предложила поехать автостопом куда-нибудь потусоваться. Ткнули в карту и поехали в Красноярск. У нас был план поступить в художественный институт и остаться в городе. На живопись я уже не хотела, пошла на керамику. Вообще, как оказалось, керамика — самое свободное направление, здесь можно почти все. После института мы вместе с одногруппницами открыли небольшую мастерскую «Сорока». Через два года нас позвали на Каменку, и вот мы здесь. Проводим мастер-классы, делаем заказы, творим.
У меня есть свой маленький бренд, называется «Большая рыба» (я фанатка фильмов Тима Бертона). Делаю статуэтки смешные всякие — началось все с того, что мне очень нравилась народная техника «лубок»: там все люди изображаются щекастыми и прикольными. Я рисовала в стол, пока однажды девочка на мастер-классе не вдохновила меня попробовать слепить из глины в этой технике. Я сделала бюстик и подарила ей. Знакомым понравилось, начала лепить их, а потом и известных всем людей — Сталина, Летова, киногероев. Я старалась, как мои коллеги, быть серьезной, делать интерьерные вещи, но из меня прет что-то детское, наивное и все тут. Я сначала комплексовала, потом просто приняла это. Мне не хочется делать то, что популярно — все эти гранаты, монстеры, — для меня принципиально важно оставаться собой. По этой причине мои изделия продаются хуже, чем у коллег. Основной доход приносят ярмарки и мастер-классы — я кайфую от работы с детьми и увлеченными людьми.
Валентина Фадеева
Основательница бренда Ceramic Tales
В детстве все занимаются творчеством — на трудах в школе, на кружках. Кто-то, вырастая, перестает им заниматься, а кто-то нет. Вот я не перестала. Уже в двенадцать лет, на удивление родителей, я твердо решила стать художником. Мне очень нравилось рисовать, и в художественную школу я всегда ходила с огромным удовольствием. Керамику выбрала уже при поступлении в институт.
Сейчас керамика для меня больше, чем просто профессия. Приобретенные знания очень помогли и пригодились в дальнейшей деятельности. Искусство пронизывает всю мою жизнь, потому что керамика сочетает в себе различные художественные направления: живопись, графику, скульптуру. Синтез этих направлений — основа моих работ.
Я считаю себя успешным художником, потому что мои изделия знают и любят в разных странах и на разных континентах. У меня есть магазин на международном сайте хендмейдеров, изделия там стоят от 3 до 130 долларов. Мне нравится запечатлевать время в вещах, оттого меня так вдохновляют старинные дома. Почему вообще я использую мухоморы, цветы и листочки в работах? Все просто — в наш век высоких скоростей и жесткой урбанистики меня, как и многих, тянет к естественности и к природе. Природа является неисчерпаемым источником вдохновения и гармонии, которой нам так не хватает.
В материале использованы фотографии из личных архивов героинь, а также снимки Анны Медведевой, Руслана Максимова и Маргариты Безугловой.