03 мая 2019
Валерия Уральская, Владимир Варнава и еще 7 профессионалов о том, чему нужно учиться у Годенко
О том, как гармонично соединить народный танец с современными направлениями, о его перспективах и специфике жанра в регионах Сибири поговорили ведущие хореографы и представители танцевального искусства России и края в последний день празднования юбилея Михаила Годенко. Предлагаем несколько ярких цитат, а для полного погружения — запись качественной профессиональной беседы целиком.
Желающих поговорить о творческом наследии Михаила Годенко было так много, что в малом зале института искусств не осталось свободных мест, а модерировать столь непростую и объемную тему взялись специально приглашенные корифеи искусства и хореографии. Участники встречи обсудили множество вопросов о роли творчества Годенко в становлении и развитии народно-сценического танца в России, особенностях авторской концепции хореографии Годенко, трансляции хореографического наследия в контексте российского шоу-бизнеса, о народно-сценическом танце в современной молодежной хореографической пластике и о многом другом.

«Благодаря Михаилу Семеновичу в крае сложилась особая ситуация по народному танцу: то количество коллективов, которые у нас здесь существуют, ансамбль танца Сибири — его главное детище. Все говорит о том, что Михаилу Годенко удалось создать особое отношение к народному танцу, которое мы продолжаем нести. Столетний юбилей Михаила Семеновича — это повод пообщаться, подвести какие-то итоги, посмотреть, где мы находимся, подумать, куда нам дальше идти», — поприветствовал собравшихся министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов.
Почти трехчасовая дискуссия, на наш взгляд, получилась весьма интересной и пролетела незаметно. «Для затравочки» приводим несколько ярких цитат от ее модераторов, а чуть ниже — ссылки, по которым можно скачать и послушать выступления целиком.
Валерия Уральская, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат философских наук, главный редактор журнала «Балет», профессор (Москва)
«Важно понимать, как, чему и зачем нам стоит учиться у Годенко. То, что произошло в то время когда он руководил коллективом красноярского ансамбля, оно было достаточно революционным для развития народно-сценического танца — потому что за многие годы сложился определенный шаблон того, как должен складываться репертуар, как должен народный танец жить на сцене».

«Годенко предложил свой театр танца, театр танца своего времени — и вот этой смелости, этому умению заявить свое собственное лицо, создать коллектив собственного лица и выработать свой хореографический язык нам нужно учиться, не повторяя его произведения, чтобы не сделать тех же ошибок, не наступить второй раз на этот путь. Учиться именно тому как уверенно, смело, с поисками своего "я", с пониманием времени в его ритмике, его характере, если хотите, даже в его внешнем облике и внутреннем состоянии. Это то цельное, что сохранить, передать другим невозможно — нужно каждому надо искать в нем свое, а этому нужно учиться».
«Сегодня есть огромное количество современных видов, направлений танца — они разные пластически, концептуально и никак не могут остаться незамеченными для тех, кто занимается сегодня народным сценическим танцем. При этом объединяет их наличие импровизационного начала. Знание традиций с одной стороны, понимание пластической выразительности времени с другой — наверное, и было тем, чему можно учиться у Годенко».
Владимир Варнава, хореограф, лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска» в номинации «Балет» (Санкт-Петербург)

«Я здесь с позиции более практикующего современного хореографа, ищущего свою собственную какую-то идентичность и в данном случае для меня фигура Годенко встает в один ряд с фигурами Любимова, Тищенко. И обращаюсь я, наверное, не к тому, что делали эти художники, а к сути, к принципам их работы. Все вопросы нашей встречи, на мой взгляд, объединены одной идеей — движение авторского коллектива после ухода мастера. Какой именно вектор и направление у коллектива будет избран. Я пока что вижу два возможных пути — это либо поиск своего нового хореографа, нового лица, нового языка, либо это менеджер, который собирает репертуар разнообразный. В этом контексте приходит в голову театр танца Пины Бауш "Вупперталь", да и вообще множество театров, которые испытывали депрессию после ухода мастера и чувство невозможности поиска дальнейшего пути. Тот же "Вупперталь" какое-то время был на распутье, пока не пришел менеджер — у театра началась абсолютно новая жизнь, был подобран репертуар у ведущих, часто нестандартных хореографов, которые в данный момент его формируют. Это не всегда хореографы, иногда это классические режиссеры и в данном случае смелость такого решения позволяет найти новое движение для театра».
Дмитрий Трубочкин, доктор искусствоведения, заведующий сектором классического искусства Государственного института искусствознания, проректор по научной работе, заведующий кафедрой Высшей школы сценических искусств, профессор кафедры истории зарубежного театра ГИТИСа, секретарь Союза театральных деятелей РФ (Москва)
«Одной из важных черт современности является противоречие между традиционными академическими и авангардными направлениями искусства. Об это ломали копья многие аналитики, связанные и с хореографией, и с современным театром. Считается, что это два взаимоисключающих вида художественного мышления — либо ты авангардист, либо приверженец традиционного мышления. Но сейчас, если вдуматься, и то, и другое — это такие направления мышления, в основе которых лежит различное отношение к новому. Появившийся в начале 20 века авангард заявляет — "Новое возможно лишь тогда, когда мы демонтируем старое и начнем с чистого листа". Традиционалистское мышление заявляет — "Новое возможно, но путем присоединения ко всему накопленному материалу, после некоторого отсева и переосмысления". И вот тут-то возникает чрезвычайно интересная перспектива нового взаимообмена между авангардистами и художниками традиционалистского мышления».

«В XX веке, после 60-х годов стадия резкого противопоставления авангарда и традиционализма была преодолена и самое интересное, что в 60-е Годенко уже мыслил так — о непротиворечии новых танцевальных форм и того, что составляет глубинную интуицию народно-сценического танца, которое существовало еще до соединений джазовой музыки с немецким танцем, до выдумывания различных очень остроумных танцевальных сценок из жизни сибирского народа. В этом смысле у Годенко есть чему поучиться даже будущим художникам, потому что в официозное трудное идеологически время он нашел место искусству, которое не кричало о том, что оно преодолевает разлом, а просто делало так. В то время как художники после перформативного переворота с трудом открывали для себя то, что уже было правилом для Годенко — оказывается, искусство академическое традиционное и авангард не противоречат друг другу, а переход может быть в обе стороны».
Для полного погружения в тему мы записали эту встречу целиком — качайте оба файла, устраивайтесь поудобнее и приятного прослушивания
В пул федеральных экспертов культуры и искусства вошли заместитель главного редактора журнала «Балет» Татьяна Вольфович (Москва); заведующий отделением хореографии Нижегородского музыкального училица им. М.А. Балакирева, художественный руководитель и балетмейстер Заслуженного коллектива народного творчества — Ансамбля современного танца «Ракета» Даниил Верещагин (Нижний Новгород); режиссер-хореограф Государственного театра танца «Казаки России» Екатерина Милованова (Москва); старший преподаватель первого в России факультета современного танца, основанного в 2001 году в Гуманитарном университете Екатеринбурга Анна Полякова; директор Московского академического театра танца «Гжель» Марина Куклина; выдающийся советский и российский балетмейстер, Заслуженный деятель искусств России Михаил Мурашко, знавший Михаила Годенко еще в «докрасноярский» период.
Наш регион в обсуждении представили руководители и преподаватели учебных заведений, артисты Красноярского ансамбля танца Сибири имени Годенко и ветераны прославленного коллектива.
Круглый стол организован Краевой молодежной библиотекой и Красноярским научно-учебным центром кадров культуры края в партнерстве с Сибирским институтом искусств имени Дмитрия Хворостовского и Красноярским хореографическим колледжем.