ПОКЛОН ХУДОЖНИКАМ И ИХ ГЕРОЯМ
В Красноярске продолжает работать выставка красноярских художников "Поклонимся великим тем годам".
Фото автора
Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, аудио- и видеозоны, документальные материалы... Эта масштабная, яркая и проникновенная экспозиция никого не оставит равнодушным.
Важна она и для самих красноярских творцов. К 1941 году в краевом центре было 22 члена Союза художников СССР, и в первые дни войны добровольцами на фронт ушли 12 из них. На выставке как раз можно увидеть произведения, выполненные в те страшные годы, а также уникальную портретную галерею героев войны и современные работы, посвящённые военной теме.
– Мне посчастливилось знать многих авторов, чьи творения здесь представлены. Эти люди видели войну, чувствовали её, – сказал народный художник России Анатолий Павлович Левитин. – Отдельное спасибо нашим музеям – благодаря им на выставку попали работы, которые уже очень давно никто не видел. А ещё впервые были найдены и представлены некоторые произведения художников – участников войны.
Сам Анатолий Павлович был призван в ряды Красной армии в 1941 году. Воевал на Северо-Кавказском фронте в 443-м зенитно-артиллерийском полку старшим техником-лейтенантом, имеет боевые награды.
Другой художник, чьи работы выставлены в зале – Евгений Степанович Кобытев, – в октябре 1941 года раненым попал в плен, в один из самых страшных концлагерей – "Хорольская яма" в Полтавской области Украины. Только в 1943-м ему удалось бежать и снова встать в строй. Победу встретил в Дрездене.
Будучи узником, он в нечеловеческих условиях делал карандашные зарисовки, которые чудом сохранились и стали основой двух графических серий о безвестных пленниках "Хорольской ямы".
Я уже не говорю о работах Бориса Яковлевича Ряузова, художника-пейзажиста, который во время войны делал очень выразительные наброски. Они и сейчас привлекают внимание своей документальностью. Особенно интересными мне показались акварельные зарисовки немецких позиций, сделанные художником прямо с наблюдательных пунктов. Фотоаппаратов в то время было мало, да и возни с ними хватало, а художник быстро и чётко изображал всё необходимое.
А наш современник Виктор Алексеевич Асадчиков создаёт коллажи, в которых использует предметы и документы времён войны. Тут можно увидеть сапёрную лопату, изготовленную в 1943-м, и продуктовые карточки 1944 года. Есть даже надпись табельщика о том, сколько выдано и чего.
Главный же герой его произведений – отец, участвовавший во взятии Кёнигсберга.
– Папа рассказывал мне, что у него был котелок, который он носил на ремне. Как-то проснулся, а ремень перерезан и котелок исчез. Как раз кашу давали – так он шапку снял и в неё набрал, а что делать?! Это же война, – рассказал Виктор Алексеевич. – Даже звёздочек не хватало. Пилотку получил, а звёздочки нет. Вырезали из консервных банок и пришивали.
В центре всей экспозиции – большое полотно Владлена Митрофановича Харламова "Победа". Мальчишка летит во весь опор на лошади, торопясь донести до всех счастливую весть об окончании страшной войны, о скором возвращении домой отцов и братьев. А за пояс заткнут "Красноярский рабочий" с портретом вождя Иосифа Сталина.
Это полотно очень дорого тем, кто сегодня работает в редакции газеты, которую мы тоже стараемся делать достойной её замечательной истории и нашей Великой Победы.
"Лики Победы" – так называется другая выставка, которая проходит в это же время в красноярском Доме художника. Напоминает название популярной акции "Красноярского рабочего" – "Лица Победы", к которой подключились люди со всего края. Мы публикуем фотографии участников Великой Отечественной войны, а заслуженный художник РФ Константин Семёнович Войнов запечатлел и представил в стенах Дома художника образы красноярцев – Героев Советского Союза.
– Взяться за этот проект меня побудила мысль о том, что мы забываем своё прошлое, плохо знаем свою историю и поэтому не извлекаем из неё уроки. Историческая память – наряду с нефтью, газом, золотом - является нашим стратегическим запасом – и без него мы никто. Иваны, не помнящие родства, – сказал Константин Семёнович.
В результате появилось 59 портретов самых обычных людей – трактористов, учителей, токарей, которые встали в полный рост, чтобы заслонить грудью своих родных и близких, свой дом, свою страну... И до конца выполнили долг, завоевав навечно почёт и уважение. Материалом для этих картин стали фотографии и архивные данные, предоставленные родственниками воинов, а также музеем "Мемориал Победы", краевым краеведческим, районными администрациями.
И та, и другая выставка очень необычны и трогают до глубины души – так же, как трогает приближающийся к нам в семидесятый раз светлый день 9 Мая.
Источник: Красноярский рабочий. 2015. 25 апреля.