18 ноября 2019
Мария Качалкова: «Важно разговаривать на одном языке со зрителем»
Поговорили с хореографом-постановщиком нового проекта Театра кукол «Деликатесы» о спектакле, языке тела, мироздании в танце и трендах современной хореографии.
Расскажите о работе с Евгением Ибрагимовым. У вас уже был совместный опыт работы над спектаклем «Снегурочка». Чем эти работы отличаются, а в чем, наоборот, схожи?
«Деликатесы» будет шестым спектаклем с Евгением Николаевичем. Это всегда загадка, такая сказка, в которую ты попадаешь. И сам этот процесс, и сам подход, и эти инструменты — они каждый раз играют какими-то новыми красками. С Евгением Николаевичем я всегда учусь, для меня он первый учитель, первый проводник в мир театра и в театр кукол. Мне как-то с ним очень просто работать и дружить.
Язык спектаклей, конечно, один, но диалект разный. Потому что Евгений Николаевич отталкивается все-таки от тех людей, с которыми он создает. И мне кажется, в театре и даже в танце, важен вот этот подход — что ты не со своей амбицией работаешь, а с теми исходными данными, которые у тебя есть. В данном случае это те артисты, которые сегодня с тобой. Мне нравится этот подход.
Естественно, когда ты как хореограф ищешь какой-то телесный язык, очень важно не травмировать человека. Ты все-таки опираешься на то, что артист предлагает тебе. Он говорит: «вот я такой». И здесь важно достать все самое ценное и самое уникальное: индивидуальность, эстетику, интеллект и использовать это во благо общему процессу.
В перерыве между репетицией мы поговорили с танцовщиками, и они отметили, что вы потрясающе чувствуете тело, понимаете их и подбирается движения под каждого индивидуально. Как вы выясняете, кто на что способен?
Я очень много наблюдаю за танцовщиками, даже когда они находятся вне творческого процесса: в раздевалке или когда мы идем на обед. Мне важно, как они чувствуют пространство, как они друг с другом коннектятся, как они проявляются, как начинают репетицию и как ее заканчивают. Это все как бы информационное поле, которое в процессе формирует язык спектакля.
Мы также работаем этюдными формами, когда я предлагаю выполнить какие-то творческие задания: перфомансы, различные импровизационные вещи или что-то сочинить в процессе под какую-то конкретную мою задачу. Из этого я вычленяю то, что мне интересно и собираю это как пазл.
Евгений как режиссер любит спектакли ощущений, впечатлений, эмоций. Сложно ли такие экзистенциальные вещи превращать в танец?
Нет-нет. Всё танцует. Мне кажется, что вообще вся вселенная танцует, даже когда мы находимся в бытовой ситуации. Мы просто не замечаем этого, но на самом деле все мы хореографируем. То, как мы просто берем предмет и меняем его местоположение, наше отношение к тому, что мы делаем — это все про хореографию.
Мне кажется, здесь важен момент передачи преемственности и присвоения. Когда мы уже понимаем, например, что это за сцена, что это за история, о чем она — важно, чтобы артист присвоил это, чтобы он в это верил, чтобы он с этим материалом мог играть. И моя задача — пройти этот путь вместе. Помочь артистам определиться в понимании того, что происходит и сформировать эстетику, качество движения и качество присутствия внутри этой истории.
В этом спектакле мы будем говорить не только телом, но и символами: голосом, маской, куклой — все это тонкое тело восприятия.
Новый спектакль «Деликатесы» предлагает «сбросить чешую слов» и прочувствовать рождение первой звезды. Это чем? Какие чувства должна вызвать хореография?
Мне кажется, что это о каком-то мироздании в целом. Мне бы хотелось, чтобы зритель узнал себя. Это моя задача, над которой я работаю.
А рождение первой звезды случается в моменте, когда зритель находит ответы на свои вопросы. Не важно с каким бекграундом, опытом, эмоциональным уровнем придет зритель, важно, чтобы он получил ответы на все свои вопросы. Мне кажется, здесь важна эта прозрачность.
Премьера состоится вне привычной сцены — в лофте. Как выбор площадки отразится на спектакле?
Я думаю, что это будет трансформер. Я пока не понимаю, где будут сидеть зрители, но мне кажется, важен будет масштаб пространства, в котором мы будем существовать.
Так как это история о нюансах, о деталях, о каких-то тонких материях, то колонны лофта, металлические сооружения, которые мы видим, должны сработать на контрасте.
Мария, вы яркий представитель современной российской хореографии. Расскажите о новых трендах и векторах развития танца на сцене.
Думаю, что акценты сейчас расставляются в сторону раскрытия своей индивидуальности, вскрытия себя как природной принадлежности. То есть акцент на естественность, на чувственность, на простоту.
Сейчас я считаю, что нужно разговаривать на одном языке со зрителем. И важно здесь всегда находиться в балансе: чтобы и артист был увлечен и вовлечен в то, что он делает, и чтобы зритель вот в этом всем находил для себя место. Зрителю важно оставлять пространство внутри того, что мы делаем. И я стараюсь, чтобы каждый, кто пришел на спектакль, стал не зрителем, а свидетелем того, что происходит.
Фото: Руслан Максимов/Культура24