22 ноября 2019
«Его талант разглядел сам Суриков»: Илья Куклинский об архитекторе Леониде Чернышёве
Он дружил с Суриковым, мастерски играл на гитаре, серьезно увлекался фотографией и выстроил себе замок в центре Красноярска. Он не жалел себя и сутками работал, придумывал и воплощал в жизнь архитектурные шедевры — многими из них мы наслаждаемся до сих пор. Об одном из главных городских романтиков начала прошлого века поговорили с автором книги «Красноярский архитектор Леонид Чернышев».
Справка: книга научного сотрудника Красноярского краевого краеведческого музея Ильи Куклинского вышла в год 130-летия музея и посвящена выдающемуся архитектору Леониду Чернышёву (1875–1932), по проектам которого построены здания в Красноярске, Енисейске и других населенных пунктах Красноярского края и Сибири. Долгое время имя архитектора находилось в забвении и до сих пор не было издано ни одного монографического труда, освещающего его жизнь и творчество.
Почему Чернышёв, а не Соколовский, например, или Дриженко?
У него не было прямых наследников, и когда он умер в 1932 году, все его имущество было передано нам по описи (которая тоже сохранилась, хоть и в плохом качестве). Поэтому Красноярский краевой краеведческий музей сегодня — владелец уникального массива коллекции Леонида Чернышёва: предметы домашнего обихода, многочисленные документы, архитектурные эскизы и проекты, стеклянные негативы и даже мебель. Сохранилось много его проектов, рисунков — многие из них были опознаны и атрибутированы мной во время работы над книгой. При этом до сих пор остается неизвестной судьба некоторых других предметов, указанных в описи его имущества.
А как ты пришел к мысли, что нужно писать книгу?
В музее я работаю уже 10 лет, спустя полгода, как устроился, начал работать с фондами. Долго работал с коллекцией фотографий, негативов, и мне начали попадаться стеклянные негативы, связанные именно с Чернышёвым. С того момента я заинтересовался этим человеком: начал собирать неатрибутированные материалы про него, изучать документы, сверять фотографии, установил, каким он был в молодости, кем были его родственники. Удалось определить много подробностей — стал сопоставлять разрозненные материалы хронологически и так далее. Плюс за эти годы я опубликовал ряд статей о Чернышёве — материалы из них частично вошли в книгу.
«Я божья дудка», «Мы из колокольных дворян», — шутя говорил про себя Чернышёв. Расскажи про его происхождение?
Всегда считалось, что его отец и дед из крестьян села Сухобузимского, но, оказывается, это не совсем так. По мужской линии Чернышёв был из ссыльных — известно об этом стало не так давно, и в моей книге упоминается впервые. Его дед — государственный крестьянин Вятской губернии Семен Чернышёв — за какую-то небольшую провинность в 1851 году в возрасте 24 лет был сослан в Сибирь. Здесь в Сухобузимском он женился, у него появился сын Александр, отец Леонида Чернышёва. Предки по женской линии — крупная священническая семья Рязанских, приехавшая в Енисейскую губернию в 1860-х годах из Самарской губернии. Уже в Сухобузимском мать Леонида Евдокия Рязанская познакомилась с Александром Чернышёвым.
В этих фразах, если знать нюансы, можно увидеть определенный смысл, серьезную связь с духовенством. Родной дядя Чернышёва — Иоанн Рязанский — много лет был настоятелем красноярского Воскресенского Собора, тот с ним много общался и поэтому мог себя в шутку так называть. Про «колокольных дворян» еще интереснее: брат его деда — Степан Чернышёв — был колокольных дел мастером, известным тогда человеком, владел единственным в Красноярске колокольно-литейным заводом. Он, в частности, изготавливал колокола для Архиерейского дома, для других церквей губернии, а в 1891 году, когда в Красноярск приезжал цесаревич Романов, будущий император Николай II, ему презентовали отлитый мастером Чернышёвым колокол.
Отец Леонида Чернышёва — основатель столбизма, как явления. Первую «столбовскую» избушку, которую тот построил с друзьями, так и называли — Чернышёвской. Тут мы понимаем, что семья-то не простая, одаренная изначально.
Как Чернышёв познакомился с Суриковым?
Отец Василия Сурикова некоторое время работал в Сухобузимском, там же проживала семья Чернышёвых. Предположительно, отец Чернышёва был знаком с художником и, вероятно, мог познакомить с ним своего сына.
Плюс есть еще один персонаж — Михаил Рутченко, учитель рисования красноярской мужской гимназии. Он тоже хорошо знал Сурикова, к тому же занимался индивидуально с учениками мужской гимназии Леонидом Чернышёвым и Дмитрием Каратановым — они с детства дружили и оба подавали большие надежды в плане художественного творчества. Возможно, Суриков познакомился с Чернышёвым через Рутченко, но документальных подтверждений этого факта нет.
Суриков старше Чернышёва на 27 лет — что привлекло в парне уже известного на тот момент сибирского художника?
Он увидел талант. Чернышёв несколько раз упоминается в письмах и воспоминаниях Сурикова. Как нам известно, учеников у живописца не было, но он безусловно обращал внимание на талантливую молодежь — когда приезжал в Красноярск, к нему все художники ходили. Леонид тоже с ним общался и дружил.
Когда они оба уже были взрослые состоявшиеся люди, именно по их инициативе в 1910 году в Красноярске появилась первая городская рисовальная школа. По сути они заложили здесь основы художественного образования.
Благодаря ему будущий архитектор поехал учиться в Москву?
Достоверно мы не знаем, а вообще считается, что Рутченко настаивал на продолжении образования, об этом же говорил Леониду и Суриков. К сожалению, в то время в Красноярске не было заведений, где можно было получить высшее художественное образование и, конечно, Суриков хотел, чтобы кто-то из талантливых красноярцев добился успеха. Учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества действительно многое дала Чернышёву, а знакомство с крупными московскими архитекторами Кекушевым, Висневским, Померанцевым и другими не могло не сказаться на творческом становлении молодого зодчего.
Василий Суриков. Портрет юноши Леонида Чернышёва. 1889-1890
Он всю жизнь поддерживал отношения с Суриковым?
До смерти Сурикова в 1916 году они общались довольно плотно. В музее сохранились негативы, которые архитектор передал еще при жизни — например, Чернышёв сфотографировал живописца в 1909 году, когда Суриков в предпоследний раз приезжал в Красноярск. Есть совершенно шикарнейший снимок, где они вместе с семьей художника за городом на пикнике. В воспоминаниях Александра Сурикова, младшего брата художника, рассказывается, как «они вместе наяривали на гитарах».
Кстати, расскажи про взаимоотношения Чернышёва с музыкой?
Как и Суриков, он отлично играл на гитаре. Опять же есть негативы, запечатлевшие его с инструментами: гитарой, мандолиной. В описи имущества Леонида Чернышёва указаны три гитары и одна балалайка, которая, как и одна из гитар, сохранилась в фондах музея по сей день.
Он серьезно увлекался музыкой, а в 1920-х, судя по одному из снимков, входил даже в некий кружок гитаристов.
Современный Чернышёв, наверняка, основал бы группу или джаз-бэнд…
Ага, как Вячеслав Бутусов, который по образованию архитектор, а по факту музыкант известный (смеется). Музыку он очень любил, но, думаю, архитектуру бы не бросил. Однако увлечение музыкой хорошо подчеркивает масштаб и многогранность его личности.
Что-то еще из мужских развлечений? Охота? Рыбалка?
Неизвестно, охотился он или нет, но ружье у него было. Как почти у всех в те времена. Был у него и пистолет — его он в фонды музея еще при жизни передал, в экспозиции сейчас выставлен, красивый такой, с пастью льва. Насчет рыбалки не знаю. Автомобиля точно не было — их могли себе позволить лишь очень богатые купцы.
Почему после неспокойного для страны 1905-го он бросил учебу и вернулся в Красноярск?
В то время среди гимназистов и студентов таких крупных вузов как Московское училище живописи, ваяния и зодчества, конечно, были разные брожения и не было подобострастного отношения к монархии. Молодежь интересовалась современными течениями, в частности, марксизмом. В 1895 году, по приезду в Красноярск, Чернышёв, оказывается, общался даже с Петром Красиковым, соратником Ленина и основателем красноярского марксистского кружка.
Уже потом в автобиографии сам Чернышёв напишет, что «был вынужден уехать [в Красноярск], чтобы избежать высылки за казенный счет» — за малейшую политическую активность, как мы знаем, легко могли арестовать и отправить в ссылку.
Но автобиография написана в 1926 году и он, конечно, мог приукрасить — в то время ведь если человек имел какое-нибудь революционное прошлое, значит, свой. В той же автобиографии, например, он ничего не говорит, о том, что у него по материнской линии все родственники из духовенства.
Начало XX века это Русско-японская война, Первая мировая, Гражданская… Как еще довольно крепкий и подходящий по возрасту мужчина избежал фронта?
Окончив Московское училище живописи ваяния и зодчества, он получил звание неклассного художника и вместе с этим — отсрочку от армии, в царское время были такие льготы за образование и чин. К тому же Чернышёв был нужным специалистом — крупным архитектором, хорошим инженером, и ему доверяли в то время абсолютно.
Как он пережил времена революции и становления новой власти?
До революции он много лет работал на должности гласного Красноярской городской Думы — занимался хозяйственными и экономическими вопросами города. В 1917 году он ушел из гласных и какое-то время был заведующим городской электрической станцией — не знаю, почему его назначили, видимо, хороший был технический специалист. Потом, когда власть перехватили белые, он возглавлял строительное отделение Енисейского губернского правления, а с 1920 года, после окончательного восстановления советской власти, стал работать сперва в проектном бюро в отделе государственных сооружений Совнархоза, затем губернским инженером-архитектором, а позднее — окружным инженером.
В эти же годы один за другим умерли его самые близкие люди: дядя Иоанн, потом мама и любимая сестра Елизавета — для него это было тяжелым ударом. Еще больше в 1924 году его подкосила национализация личного дома. Не мог советский человек единолично проживать в таком особняке, поэтому власти поделили его на квартиры, одна из которых досталась Чернышёву.
Личный дом Чернышёва в Красноярске известен своим необычным, изящным внешним видом. Почему он выстроил его именно таким?
Потому что самый расцвет его творчества — это архитектура модерна. Довольно романтический стиль, характерный для Москвы, Санкт-Петербурга, европейских городов начала XX века, тяготеющий к средневековым, готическим формам. И конкретно вот это здание на Марковского действительно похоже на небольшой замок, крепость, которая выгодно выделяется среди типичной городской застройки.
Кстати, в Красноярске это единственный пример, когда архитектор, спроектировал и построил дом для себя и своей семьи.
В Москве и Питере таких много — Шехтель, например, для себя строил, Кекушев, но это суперизвестные архитекторы, богатейшие люди своего времени, такие даже по нескольку домов для себя возводили. То, что такое сделал красноярский, сибирский архитектор — это, конечно, удивительный факт. Решил, а главное — смог себе позволить такое удовольствие.
На строительство ушло 11 тысяч рублей — по тем временам немыслимые деньги. Он хорошо зарабатывал?
Это был гонорар за работы для Первой Западно-Сибирской сельскохозяйственной и промышленной выставки в Омске. Чернышёв работал над проектом целый год, летом 1910-го уехал в Омск и практически безвылазно там жил, периодически возвращаясь в Красноярск по рабочим вопросам — вести сразу несколько проектов для архитектора уже тогда было обычным делом.
Как вспоминал его современник, Александр Яворский (известный краевед, музейщик, первый директор заповедника «Столбы», — прим. ред.), в Омске архитектор трудился едва ли не круглосуточно — нужно было не только создать и утвердить проекты, но и следить за подрядчиками, контролировать ход работ, чтобы все четко соответствовало задуманному.
По проектам Чернышёва для выставки были построены деревянные выставочные павильоны и главные ворота выставки. Один из павильонов был, кстати, выполнен в «египетском стиле» — этот проект можно назвать предшественником здания Красноярского краеведческого музея. Кроме того, для павильонов он делал различные витрины, полки.
Из воспоминаний Яворского о работе Чернышёва над проектами.
Это был просто колоссальный труд, на котором зодчий серьезно подорвал свое здоровье, но получил огромную по тем временам сумму — городской голова тогда зарабатывал примерно 4,5 тысячи рублей в год.
Он сразу знал, на что именно потратит этот гонорар?
К сожалению, у нас не сохранилось каких-то воспоминаний, дневников Чернышёва, где бы он описывал свои намерения. Мы, получается, знаем о нем через других людей, в частности Александра Яворского, который в середине 1950-х написал большую статью о Чернышёве. Как раз он указал, что у Чернышёва было две мечты — построить собственный дом, либо поехать в Египет, и тот выбрал первое, вложив в мечту все заработанные деньги. На самом деле это еще не самый дорогой дом, построен он довольно экономично — Чернышёв постарался вписать его в имеющийся участок, верхний четвертый этаж сделал из дерева, а остальные — из плитняка. Этот материал дешевле кирпича, из него обычно строили подземные подвальные этажи.
А в жизни зодчий как относился к деньгам?
До революции он был состоятельным человеком, имел возможность, например, постоянно заниматься фотографией, а это фотоаппараты, объективы, реактивы, расходники… Стоило все это весьма недешево, обычный крестьянин бы не смог заниматься. Однако в то время зажиточные люди старались не сорить деньгами. Про Чернышёва мы ничего не знаем, но у того же Сурикова сохранились письма, из которых можно сделать вывод, что художник был очень прижимистым, максимально экономил.
Его дом, говорят, был одним из первых в городе был оборудован водопроводом и канализацией — связи решали все?
Ну он все-таки был архитектор-новатор, конечно же, знал современные технологии и старался их внедрять. У него там по проекту на каждом этаже, например, был отдельный туалет предусмотрен. Очень много было архитектурных тонкостей, о которых я даже не смогу сейчас профессионально рассказать. А так как гонорар он получил солидный — мог себе позволить.
Как сложился тот архитектурный стиль, в котором он преимущественно работал?
Модерн тогда был на самом пике, это было нечто вроде моды. Другие наши крупные архитекторы, те же Дриженко и Соколовский, примерно в то же время и в том же стиле творили. Но многое зависело и от заказчиков — в основном это были состоятельные купцы, которые хотели чем-то выделиться. Не просто скучный классицизм, а что-то необычное. Для модерна в принципе характерны различные украшательства, например, декорирование стен скульптурным орнаментом, мозаикой, росписями. Общая была тенденция, Чернышёв ее удачно воплощал, и во многом благодаря его гению, модерн получил в Красноярске широкое развитие.
Было ли место экспериментам?
Было смешение стилей – эклектика. Яркий пример — дом Купеческого общества на углу Мира и Перенсона: там есть и модерн, и готические элементы, и барочные. Дом нотариуса Ицына на Кирова выполнен в мавританском стиле, здесь удалось в рамках архитектуры модерна гармонично соединить элементы еврейской тематики и мавританского стиля. Правда, самой постройкой этого здания занимался Соколовский, но Чернышёв выполнил изначальный проект дома, причем в двух вариантах.
Павильон в Омске, наш краеведческий музей — откуда в его творчестве такая любовь к Востоку, он же там никогда не был?
Век-полтора назад это в принципе было модно. Тем более в то время активно шли раскопки в Египте, про это много писала пресса. Стиль модерн как раз много заимствовал из восточных стилей — этим тогда увлекались многие архитекторы. Чернышёв — не исключение, он, как бы это сказали сейчас, следил за трендами, не был ретроградом и старался использовать все современные технологии.
Работа Чернышёва на Шира: проекты ванного корпуса, санатория и больницы для курорта — чьи это заказы?
В самом конце 1890-х годов курорт на озере Шира поступил в ведение Управления государственных имуществ Енисейской губернии и начал активно развиваться — на это были заложены солидные средства из губернской казны. Потому что спрос был — тогда это была своего рода туристическая мекка, отдыхать на Шира приезжали даже из других губерний. И что интересно, там он выполнил все в единой стилистике, близкой к мавританской.
Сегодня, к сожалению, сохранилось лишь одно здание, и то частично. Изначально это было одноэтажное каменное здание приемного покоя, впоследствии на него надстроили деревянный этаж и превратили в обычный гостевой домик.
Курорт, в принципе, очень сильно изменился: в советское время его весь застраивали современными корпусами.
Как красноярцу почитать твою книгу?
Книга издана благодаря грантовой программе краевого Агентства печати и массовых коммуникаций «Книжное Красноярье», и в ближайшее время свежий тираж разойдется по библиотекам города и края. Также ее можно будет купить в магазине «Академкнига».
За возможность съемки в художественном институте (Мира, 98, бывшее здание Доходного дома духовного ведомства, спроектированное Леонидом Чернышёвым) благодарим Сибирский институт искусств имени Дмитрия Хворостовского.
Фото и GIF: Руслан Максимов/Культура24