02 декабря 2019
Лучший в мире: гид по отечественному дизайну
В Музейном центре экспонируются лучшие образцы отечественного дизайна — срез советского и российского. Выбрали восемь экспонатов и прошлись по выставке с историком искусства и куратором выставки Ольгой Дружининой.
Сразу, как заходишь, в центре #1 КНИГИ И ЖУРНАЛЫ
«КОНСТРУКТИВИЗМ», АЛЕКСЕЙ ГАН, 1922 «ХОРОШО», ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ, 1927 «ДЛЯ ГОЛОСА», ВЛАДИМИР МАКОВСКИЙ, 1923 «ЛЕФ», №2, 1923 Почему мы говорим, что 1917 год можно считать началом нашего отечественного дизайна? Происходит революция и вместе с ней в молодой стране возникает потребность в новом визуальном языке. И художники-авангардисты, испытывающие огромную симпатию к советской власти, первыми начинают поддерживать идеи этой власти. Почему книги? В 1918 году был издан Указ о ликвидации безграмотности и к 1927 году почти 10 миллионов человек были обучены грамоте. Вместе с грамотностью, и с тем, что люди научились читать, появляется интерес к книгам. В книгах в свою очередь появляется полный отказ от лишнего декоративизма. Появляется работа со шрифтами, то, что потом станет называться работой с типографией. Обычно для оформления выбирались три основных цвета: черный, красный и белый.
Поворачивай налево, поднимайся по ступенькам, ищи #3 АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР
Новый дизайнерский язык должен был проникнуть в повседневную жизнь человека. И вот один из примеров — фарфор. Первый фарфор с таким дизайном стал делать Императорский завод. Привлекали авангардистов, которые очень радовались, потому что раньше их никто не любил, а сейчас им давали полную свободу. Через какие-то простые предметы, окружающие человека, в его сознание и быт входил новый диалог. Больше никаких котиков, зайчиков на тарелках быть не может. Здесь будут серпы, молоты и звезды. Человек садится завтракать и на чашке он видит, что нужно работать и все сложно.
Сразу после фарфора #2 СЕРВИЗ «БЕЛЫЙ», КАЗИМИР МАЛЕВИЧ, 1923
Казимир Малевич был основателем супрематизма. Отказ от цвета, от пухлых «а-ля купеческих» форм. Супрематистские формы, которые он использует в своей живописи он переносит в утилитарные предметы. Его, кстати, упрекали за то, что чайником неудобно пользоваться. На это он сказал, что в общем-то это не чайник, это идея чайника. Так начинается трансляция того, что теперь свои идеи возможно воплощать в материю. Есть история, почему именно половина чашки. Как-то раз к Малевичу зашли знакомые. Он им предложил побыть в гостях, они ответили ему, что они ненадолго, буквально на полчашечки чая. Так развилась идея половины чашечки чая.
Под деревянным настилом на потолке находится #18 «СОВЕТСКИЙ АРХИТЕКТОР» НАБОР ИГРУШЕК И «НЕВАЛЯШКА», 1980-е
Игрушка в советское время должна была не столько развлекать ребенка, сколько образовывать. Психологи, социологи, врачи имели игротеку, в которую приходили дети и играли с игрушками, а эти взрослые дяди и тети наблюдали за тем, как они играют. Из списка игрушек были вычеркнуты все буржуазные глупости.
Мы опередили «Лего». Пока они додумывались, что надо не готовые игрушки детям давать, а с возможностью собирать, мы уже это делали. Воспитывается дух коллективизма и появляются игрушки для совместной игры. После полета в космос стало очень много игрушек с космической тематикой.
Неваляшка очень хороший пример переработки прежних традиций. Сама неваляшка пришла к нам до революции и Японии: один из путешественников привез игрушку, у которой центр тяжести был расположен так, что при отклонении игрушка возвращалась в положение «стоя». В нашей неваляшке поменялся смысл — она стала символом непоколебимости.
Прямо и направо от игрушек #15 «ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТАКСИ»
ХУДОЖНИКИ-КОНСТРУКТОРЫ ЮРИЙ ДОЛМАТОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР ОЛЬШАНЕЦКИЙ И ДРУГИЕ, 1964
Самые прогрессивные вещи в дизайне у нас происходили в области машиностроения. В 1962 году министерство транспорта решило, что машина, которая работает как такси, не должна быть как обычная легковая машина. Спустя два года был разработан концептуальный макет. Два действующих макета в течение месяца ездили по Москве, но в производство автомобили не попали. Куда делся один неизвестно, второй находится в Черноголовке в частном хранении. Что здесь инновационного? Первое что сделал дизайнер — перенес двигатель из передней части автомобиля в заднюю, что позволило расширить внутреннее пространство. Была занижена линия пола, двери вместо распашных стали раздвижными, к этим дверям впервые было предложено устройство автоматического открытия и закрытия дверей.
Вниз по лесенке от «Неваляшки» #16 БелАЗ-548В. САМОСВАЛЬНЫЙ АВТОПОЕЗД
ХУДОЖНИК-КОНСТРУКТОР ВАЛЕНТИН КОБЫЛИНСКИЙ, 1964
60-70-е годы в нашей стране — это массовое строительство и БелАЗ становится его символом. Идея заключалась в том, чтобы учесть эргономику — взаимодействие между человеком и машиной без ущерба для одного и другого. Об этом немного задумывались немцы и очень сильно американцы, которые называли это «инженерной психологией». Для того, чтобы увеличить грузоподъемность нужно было сделать машину более массивной, но при этом человеку, которой машиной управляет должно быть удобно. Дизайнеры смещают кабину влево, удлиняют вперед козырек и делают обратный угол лобового стекла — все для того, чтобы не летела грязь. Поскольку это карьерный самосвал, в нем стали использовать вместо четырех несколько рядов фар.
Справа от БалАЗа #14 СУПЕРФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «СФИНКС», 1986
То, что потом трансформировалось в умный дом. Монитор, колонки и три вида датчиков. Одни располагались по всему дому, вторые виды датчиков крепились на теле человека, третий тип датчиков находился в машине. С датчиков поступала информация на «дискеты», с пульта посылались сигналы на центральный процессор и далее на все датчики.
Напротив БелАЗа #30 «ЗООПАРК», «ЧЕЛОВЕЧКИ», ДЕТСКИЙ КОНСТРУКТОР, ВЫПУСК С 2011
Это игрушки современных дизайнеров. Что сейчас происходит с современными дизайнерами? В основном уже никто не работает на крупные предприятия, зато появилось очень много небольших студий, которые очень удачно работают. Игрушки здесь — это работы компании «Шуша». Точно также, как в советском дизайне, главное здесь собрать игрушку ребенку самому. Здесь нет готового решения.
Выставка работает до 1 марта 2020. Вход свободный.
Фото: Александр Паниотов/ Культура24