31 января 2020
Смотреть музыку: как устроен виртуальный концертный зал
Национальный проект по созданию виртуальных концертных залов продолжает принимать заявки. Проект московской филармонии объединяет Сургут и Иркутск, Белгород и Хабаровск, Улан-Удэ и Пермь в единое филармоническое пространство.
Разбираемся вместе с куратором проекта «Виртуальный концертный зал» красноярской филармонии Александром Шендриком в программах, которые можно смотреть дома, в школах и в филармониях.
Дирижер Юрий Симонов. Фото: Московская филармония.
После этого, записи концертов и прямые трансляции стали появляться на сайте Московской филармонии постоянно.
Куратор проекта «Виртуальный концертный зал» Александр Шендрик. Фото: Культура24/Александр Паниотов
В каталоге московской филармонии кроме концертных записей есть режиссёрские версии. Если вы только начинаете слушать классику, можете довериться «Выбору редакции», в который входят семь концертов: послушать пианистку Элисо Вирсаладзе или концерт Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова. Дирижёр — Василий Петренко. Солирует — Павел Милюков (скрипка).
8 февраля, например, смотрим запись концерта, приуроченного к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина. В Концертном зале имени Рахманинова Симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации представляет литературно-музыкальную программу для юных зрителей «Что за прелесть эти сказки» в сопровождении песочной анимации от знаменитой художницы Лилии Чистиной.
«В 2014 году 29 ноября в Большом концертном зале имени Чайковского прошел первый концерт, который транслировался на 27 регионов России. В нем приняли участие 30 филармоний России. [Они] попытались сделать из страны большой концертный зал, одномоментно. Насколько я помню, трансляция проходила в обед, чтобы этот концерт смотрела вся страна».
Это был концерт выдающегося пианиста Дениса Мацуева. Страна услышала увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» Петра Чайковского. Управлял Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии в тот день (трансляция была в 12:00 по Москве) Юрий Симонов.Дирижер Юрий Симонов. Фото: Московская филармония.
После этого, записи концертов и прямые трансляции стали появляться на сайте Московской филармонии постоянно.
«Когда создавали программу культура, [Министерство культуры РФ] поставило цель — сделать 500 концертных залов в России».
Нацпроект «Культура» (именно в этот проект входит создание виртуальных концертных залах по всей стране, — прим. ред.) разработан в рамках реализации президентского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого началась 1 января 2019 года. Почитать о сроках и ступенях проекта можно здесь.
«Есть концерты, в основе которых есть сюжет: Бетховенский «Эгмонт» (музыка к одноимённой трагедии Гёте — прим.ред.), «Маленькие трагедии Пушкина» на музыку Шнитке, «Гарольд в Италии» [симфония для оркестра с солирующим альтом Гектора Берлиоза]. Это концерты и литературы, и музыка. Все симфонии Бетховена к 250-летию со дня рождения маэстро. Все симфонии Чайковского. Есть абонементы оркестров: «Вивальди-оркестр» или оркестр Спивакова, концерты молодежного симфонического оркестра, фестивали Башмета. В каталоге заложено очень много».
Куратор проекта «Виртуальный концертный зал» Александр Шендрик. Фото: Культура24/Александр Паниотов
В каталоге московской филармонии кроме концертных записей есть режиссёрские версии. Если вы только начинаете слушать классику, можете довериться «Выбору редакции», в который входят семь концертов: послушать пианистку Элисо Вирсаладзе или концерт Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова. Дирижёр — Василий Петренко. Солирует — Павел Милюков (скрипка).
«Я отсматриваю концерты, стараюсь понять, насколько этот концерт будет интересен, и беру из Москвы то, чего здесь нет. Два из четырех показов — для детей и родителей, а два — взрослая музыка. Если Юровский дирижирует музыкой Шнитке, которую ему дало издательство на одно выступление — «Маленькие трагедии Пушкина» по фильму. Он сам читает текст, транслируя фрагменты фильма, но играя всю сюиту. Потрясающую. Я этот концерт и отдам людям. Или концерт Рождественского — «Мёртвые души». Это ведь не просто концерт, там у каждого своя роль. Он не столько дирижёр, а сколько актёр, который показывает, как надо играть музыкантам. Меня потряс номер. Когда они ставят два метронома, которые работают каждый по своему ритму и пианистка, которая играет в своем темпе, то засыпая, то просыпаясь. Это чисто актёрская и режиссёрская работа. Эти концерты должны познавательны для людей в контексте всей филармонической деятельности. Тогда складывается некий пазл, где в каждом есть своё место».
Следить за виртуальным концертным залом можно по афише красноярской филармонии. 8 февраля, например, смотрим запись концерта, приуроченного к 220-летию со дня рождения Александра Пушкина. В Концертном зале имени Рахманинова Симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации представляет литературно-музыкальную программу для юных зрителей «Что за прелесть эти сказки» в сопровождении песочной анимации от знаменитой художницы Лилии Чистиной.