23 марта 2020

Лера Берёзкина: «Мы спустимся с крыши на землю»

Поговорили с руководителем частного театра «Театр на крыше» о новом сезоне, локациях и идеях, которые ждут красноярского зрителя.

Страшно-смешная премьера от актёров театра имени Пушкина Аси Малевановой и Алексея Попова «Кошмарики» 

 

Страшно-смешная премьера от актёров театра имени Пушкина Аси Малевановой и Алексея Попова «Кошмарики» 

 

Страшно-смешная премьера от актёров театра имени Пушкина Аси Малевановой и Алексея Попова «Кошмарики» 

 

1 /

Идею предложили сами артисты — Ася Малеванова и Алексей Попов. Из довольно большого сборника рассказов они выбрали восемь. Все истории артисты показывают с помощью разных художественных средств: там есть театр теней, истории с предметами, монологи с подсветкой лица фонариком, как раньше делали дети под одеялом. А в одной из историй актеры вызывают ребенка из зала. Интерактива в спектакле вообще много. Я не эксперт, но считаю, если с детьми разговаривать, это залог успеха. А у Аси и Алексея большой опыт работы с детьми, они это делают очень тонко и изящно.

Спектакль будет интересен не только детям, там есть второй план у историй, который могут считать только родители: современный язык, стеб и жизненные ситуации.



Как вы завоевали свою аудиторию, кто эти люди и в чем фишка «Театра на крыше»?

Это те, кому интересен театр. Но кто не идет с конкретным ожиданием на спектакль, а идет за необычностью, за чем-то новым. Это люди, интересующиеся любыми новинками, причем не только театральными.

Мы всегда предлагали что-то разное, непохожие друг на друга спектакли. Фишка репертуара была такая, что один спектакль для классического смотрения, а другой — для подготовленной публики.
Например спектакль «После» более философский, там «на подумать». И аудитория у спектакля отдельная, постарше, посерьезнее, много возрастной публики. А если прийти на «Jazz do it», где есть нецензурная лексика и разбитной джаз, там молодой зритель, который не боится «странного» в театре.

Сейчас мы стали более массовым театром, сезоны стали длиннее и, наверно. пул интересующихся новинками людей разрядился. Основной костяк зрителей состоит из тех, кто ходит к нам девять лет. У нас можно пить кофе, фотографироваться, селфиться, можно увидеть других красивых людей. Это тоже важно, потому что в основном к нам ходят люди свободные и интересные , есть на кого посмотреть.

У вас же не только молодая аудитория, но и молодые артисты. Например спектакль «Последний звонок» полностью из актеров-одиннадцатиклассников. Будут ли еще такие проекты?

Мы работаем со студентами института искусств. Периодически, раз в два года, возникают проекты, либо выпускные спектакли, которые мы ставим на крыше. Все инициативы студентов я рецензирую, и если доходит до этапа показа, мы ставим спектакль. Недавно мы делали читку «Пять вечеров», куда режиссер театра «Вспышка» приглашала для нас как раз студентов третьего курса.

Молодые артисты с другой энергией. Мне нравится, когда мы меняем стандартный пул актеров.
Летом, это еще планы и мечты, есть желание сделать спектакль со школьниками из любительских театральных студий, которые были волонтерами у нас на Крыше. Они такие энергичные ребята, с горящими глазами...Я когда увидела этот энтузиазм сама предложила сделать постановку, где они бы играли, а режиссером выступили бы актеры Красноярского драматического Театра имени Пушкина. Сейчас они думают над темой. Поэтому, надеюсь, мы увидим что-то необычное.



Выезжал ли театр за пределы Красноярска? Приглашали вас города края в гости?

Да, выезжал. Была интересная гастрольная история с «Золотой маской». Спектакль «Свидетельские показания» режиссера Семена Александровского попал в программу «Маска плюс», это экспериментальные спектакли. Нас пригласили в Москву. Спектакль мы показывали на закрытой крыше торгового центра на Цветном бульваре. Приходили критики, московская публика.

Что касается края, я давно хочу найти продюсеров, которые бы этим занимались. Желание есть и возможность поехать тоже, осталось найти ответственных людей с той стороны.
В прошлом году проявил инициативу наш зритель, импресарио из Железногорска. Мы три раза ездили в город со спектаклями «Настоящий» и «Психея». Было очень круто, это была полная имитация «Театра на крыше»: груши-кресла, кофе, разговоры. Для нас подготовили три площадки: холл Дома культуры, бар-клуб и крышу кинотеатра. Все три раза были аншлаги, несмотря на то, «Настоящий» мы показывали два раза подряд.



Какие локации ты еще хотела бы попробовать? Может корабль, дирижабль или еще-что?

Мы хотим делать театр в центральном парке имени Горького. И в этом году, спуститься с крыши на землю. Я уверена, что если получится, это будет только лучше и удобнее людям в плане места, парковки и количества мероприятий. Потому что все транспортные и грузовые истории с подъемом декораций всегда очень дорогие и невыгодные. Иногда ты просто жертвуешь какими-то клевыми идеями, потому что их невозможно сделать на крыше.

Вдобавок в прошлом году, впервые за всю историю театра, были две отмены из-за дождя. Это подтолкнуло меня на необходимость сцены с крышей. Некоторые спектакли под легкий моросящий дождь будут даже лучше и атмосфернее. Прийти зрителю с зонтиком, это не проблема. В парке точно получится сохранить антураж и сделать проект лучше.

У нас были были подходы и к кораблю, и к поезду...Сейчас, зная все подводные камни с получением разрешений, я больше не мечтаю. Наверно из ближайших идей и наиболее реализуемых — спектакль в торгово-развлекательном центре. Потому что сегодня ТРЦ — это для людей третье место, где они проводят кучу времени: едят, читают, шопятся, делают маникюр. Это место, где сегодняшний человек проводит много времени. И логично, что театр, следящий за тенденциями, должен сам туда прийти.

Я не имею в виду поставить сцену в атриуме и сыграть спектакль, нет. Было бы круто реализовать таким образом, где бы этажи, локации были задействованы как бродилка или как квест, что-то такое. И главное, должно считываться, почему мы выбрали ТРЦ. Например, сюжет с темой потребления и привычкой все покупать бесконечно. Это было бы круто, и в Красноярске это более чем актуально.



Назови три спектакля, не обязательно красноярских, которые тебя впечатлили

В топе номер один у меня Полунин и его «Снежное шоу», «Добрый человек из Сезуана» Московского театра имени Пушкина и «Вернувшиеся» — иммерсивная история в особняке. Последний как спектакль мне не очень понравился, но формат... он вышибает мозг, когда ты понимаешь, что может быть вот так, когда все задействовано.

Фото: Александр Паниотов

Читайте также