08 апреля 2020
Владимир Лузан: «Ты на периферии только в том случае, когда не знаешь ничего о том месте, где живёшь»
Директор Художественного музея имени Василия Сурикова, доктор культурологии, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности СФУ Владимир Лузан о классическом музее, искусстве на периферии и новых музейных форматах.
О классическом музее
Музей имени Сурикова — это музей классического искусства. Это наш фундамент, от которого мы не отступали и не планируем отступать. Другой вопрос, что и среди многих современных художников уже есть признанные классики. Тот же Константин Войнов, выставка которого вскоре у нас состоится, — классический в современном мировоззрении автор. Мы поддерживаем академистов, но это не означает, что наша позиция говорит о каком-то консерватизме. Просто мы считаем, что если говорить не об академическом направлении, то у нас в Красноярске есть другие институции по этой части и, соответственно, мы стараемся дорогу друг другу не переходить. Мы — профессиональный художественный музей, и сконцентрированы именно на классическом искусстве. Но в то же время стараемся найти какие-то новые форматы его подачи, в первую очередь в экспозиционном и событийном отношении, проводить параллели с современным искусством в образовательных мероприятиях. Мы классики именно в своём содержании, а не в форматах работы с посетителями.
О настоящем
Мы изменили подходы к образовательно-событийной работе. Конечно, остались классические наши продукты, например, «Факультет искусств». В тоже время мы на постоянной основе стали сотрудничать с Еленой Худоноговой, лекции которой пользуются очень большой популярностью. Наши сотрудники разработали новый цикл собственных лекций. Мы разработали и внедрили с нуля систему наших мастер-классов, существенно расширив их разнообразие и ценовую политику. Благодаря разработанным мастер-классам, мы привлекли те категории, которые к нам вообще никогда не ходили раньше, например, мамы с младенцами. Мы разработали мастер-классы для разных возрастных групп по разным техникам и жанрам. Это стало возможным, в том числе, благодаря тому, что мы изменили кадровую политику. Еще одним результатом внедрения системы мастер-классов является создание методических материалов, например, пособия с описанием работы с людьми с ограниченными возможностями. И это направление для нас является приоритетным. Мы изготовили ряд тактильных репродукций и сейчас наращиваем материальную базу, чтобы было с чем работать с особыми посетителями.
О музее для каждого
Невозможно создать мероприятие, которое будет интересно всем. Это утопия. Именно поэтому мы стараемся создавать большее количество мероприятий для меньшего количества посетителей. Пускай придет не двадцать человек, а десять, но они уйдут довольными, потому что им будет уделено больше внимания, и они получат большее количество ответов на свои вопросы. Например, при планировании последней «Ночи искусств», у нас сразу было понимание, что больше ста сорока человек мы не будем приглашать. У нас были событийные мероприятия с большим количеством людей — по триста, по четыреста человек. Но мы понимаем, что тогда не всем из них достается весь спектр предложений в рамках мероприятия. Посещаемость — эта такая штука непостоянная. На какое-то событие может прийти огромное количество человек, а на какое-то гораздо меньшее. Но это не означает, что оно было менее качественным. Потому мы и продолжаем делаем проекты, которые будут интересны сотням посетителей, но и не забываем про проекты для очень малых групп.
О внутреннем мире музея
У нас была мини-выставка офицера нашей Императорской армии — подпоручика Петра Добрынина. Это человек, который прошел Первую мировую войну, Гражданскую. Будучи военным, он был крайне талантливым и профессиональным художником. На презентацию выставки мы позвали куратора, который рассказал о своем исследовательском пути, а это несколько лет работы, в том числе с архивами музеев России. Это уникальные работы и для специалистов, и для людей, которые интересуются историей Первой мировой и Гражданской войн. Мы решили проводить презентации наших мини-выставок и рассказывать о том, что для того, чтобы организовать мини-выставку нужны никак не минимальные усилия. Данной презентацией мы пытались показать значимость собственно музейной работы. Потому что все посетители, как правило, видят готовый продукт, не задумываясь о проделанной работе. Когда общаюсь с людьми, которые не имеют представления о деятельности нашего музея, я всегда спрашиваю: Как вы считаете, сколько у нас работает человек? Все называют цифру в пятнадцать-двадцать сотрудников. У людей нет мысли о том, что в нашем музее может работать 90 человек. Сразу возникает вопросы: «что вы тут все делаете?»
Об оригиналах Сурикова, Репина и Айвазовского
Красноярцы — это музейная публика. И Красноярск обладает далеко не последним спектром музеев. Здесь достаточно музейных учреждений. Другой вопрос, что может быть культура посещения театров у нас более развита. Потому что зачастую люди считают, что у нас в музеях нечего смотреть. Очень многие приходят к нам в музей имени Сурикова и удивляются тому, что у нас есть оригиналы работ Сурикова. Или удивляются, что у нас есть Репин, Айвазовский, другие хрестоматийные имена. Люди не знают, что такие авторы могут находиться в постоянной экспозиции. Сразу начинают спрашивать не копии ли это. Это проблема, хотя кажется очевидным, если музей носит имя Сурикова, то как минимум Суриков здесь обязан быть. Условно считается, что в Москве и в Петербурге выставки интереснее. Но это проблема двухсторонняя. Она говорит о том, что и музей не может донести информацию, рассказать о том, что здесь есть что-то интересное. Это такая обоюдная беда. Скажем так, далеко не на каждый проект можно найти финансирование на достойную рекламу. Большинство музеев края уникальны, и обладают коллекциями как минимум российского уровня, и создают выставочные проекты ничуть не хуже, чем в столичных регионах. Естественно в силу своей инфраструктурной развитости столичные государственные институции могут себе позволить немного больше. Но у них и задачи, и ресурсы другие. Поэтому у нас, я считаю, с позиции предложения, все очень неплохо.
Об ответственности посетителей
В нашем обществе сформировано потребительское отношение ко многим явлениям и институтам, в том числе и к музею. Считается, что музеи должны заинтересовывать посетителей. Мне кажется, что это так же как изучать историю и культуру своей страны. Для этого не надо ждать пока музей до тебя достучится, потому что музей, в силу разных обстоятельств, может и не достучаться. Нужно самому понимать значимость процесса познания собственной культуры, если ты считаешь себя гражданином этой страны. Ты должен брать на себя обязанность самостоятельно изучать ту или иную культурную составляющую.
Ты на периферии только в том случае, когда не знаешь ничего о том месте, где живешь. Когда мы не знаем в полном объёме культуру Красноярья, тогда мы на периферии.
Об актуальности в музее
В музее не должно быть хамства в самом широком смысле. Если говорить о содержательной деятельности, я считаю, что нет никаких ограничений. Вопрос в качестве их воплощения. Запреты и ограничения для разного типа музеев разные. То, что я могу «запретить» сейчас через два года может быть вполне приемлемо. Или то, что уместно сейчас скоро станет неуместным. Ответ на этот вопрос актуален только в конкретный момент времени. Мир сейчас слишком интенсивно развивается. Вопрос в том, насколько культурные институции успевают за развитием мира.
О будущем
Мы бы очень хотели показать работу Нестерова «Святая Русь». Если этот проект состоится, для нас это будет большой успех.
Фото: Александр Паниотов/ Культура24